«Чувствовать или не чувствовать – вот в чём вопрос!»

14 июля 2022

Юность - пора самых сильных чувств. Часто авторы выбирают для своих книг героев детей или подростков, потому что позже, став старше, многие из них уже не будут рваться в бой, подрастеряют решимость под гнетом жизненного опыта и утратят способность... чувствовать. Нет, они, конечно, не превратятся в камень, не попадут в Каменград, но будут переживать нечто очень похожее.

Надеясь на то, что его юные читатели никогда не пойдут по этому пути и не станут жертвами страшного проклятия, Сергей Андрев написал сказку «Каменный мальчик». Эта книга - большое приключение разочарованного юноши, перенесшегося в очень плохое место и ставшего, по сути, лишь каменным големом, но где-то глубоко внутри сохранившего семена человечности, из которых еще мог проклюнуться росток жизни и спасти его от вечного равнодушия.

Кто такой Сергей Андреев, и как он стал борцом с бесчувственностью и равнодушием? Давайте узнаем из первых уст.

Корреспондент: "Каменный мальчик" - это просто сказка, или в ней присутствуют элементы других жанров?

Сергей: «Каменный мальчик» — это что-то пограничное между сказкой и фэнтези. В работе есть такие элементы, детали или даже персонажи, которые связывают историю именно с фэнтези. Это и магические артефакты. И старик-наставник. И мифологичность мира. Но из-за своего объёма всё же проще называть работу сказкой. А еще в книге есть что-то психологическое. Моральный выбор героя. Быть ему с чувствами или не быть.

Корреспондент: Где искать истоки этого произведения? Расскажите, с чего начиналась ваша книга.

Сергей: Идея книги пришла года три назад совсем случайно, когда я гулял на улице и обратил внимание на небо. Тогда у меня были личные проблемы, и я подумал:

«В этот мир люди приходят, обычно, не зная горя. Что же такое случается, если потом из счастливых детей вырастают грубые взрослые?»

Я тогда глубоко задумался над этим вопросом. Даже не заметил, как решились мои проблемы. И вот спустя какое-то время мне приходит идея, высказанная ещё в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри сказал Пилату: «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.» Вот тут я и начал создавать мысль о том, что же всё-таки делает людей несчастными, безразличными.

Я представил, как сердце каждого человека окутывают красные нити, спускающиеся с небес. Но вот откуда они взялись?

Тогда и были придуманы Сердечные Деревья и собраны в один большой Небесный сад. Согласно концепции произведения, именно эти растения помогают нам чувствовать, любить, интересоваться и наслаждаться жизнью. Просто жить.

Однако, когда нас оскорбляют, мы всё меньше хотим проявлять эти чувства. И нити, связывающие нас с Деревьями, угасают. Связь теряется, а сердце и Дерево каменеют. Так появляются безразличные, грубые, как камень, люди. А «Каменный мальчик» - это история о том, как вернуть способность чувствовать и стать обратно человеком. Интересно, справился ли Глеб?

Корреспондент: Попробуйте подобрать слоган для вашего творения. Как он должен звучать, чтобы отразить главную мысль?

Сергей: Так получилось, что получив вопросы, я сперва пропустил этот и прочитал следующие. И там мне понравилась эта шекспировская находка: чувствовать или не чувствовать – вот в чём вопрос!

Корреспондент: Почему именно несчастная любовь стала катализатором для активации заклятия? Что еще, как вы думаете, могло бы заставить человека... окаменеть?

Сергей: Несчастная любовь… С одной стороны, это очень примитивно и истоптано. Мне даже хотелось поменять причину. С другой стороны, я вспомнил, сколько лет Глебу и понял, что вот – предательство в его возрасте бьёт осколком в сердце больнее всего. Особенно предательство человека, которого ты безразмерно любишь. Разумеется, не только разбитое сердце заставило Глеба окаменеть. Из-за одной только любви не стать камнем. Вспоминаем, что его отец также однажды предал сына и, не исключено, что если бы не было несчастной любви, то какое-нибудь другое резкое грубое отношение могло привести к тому же самому результату.

Корреспондент: Чувствовать или не чувствовать? Что бы предпочли вы, окажись на месте героя вашей книги "Каменный мальчик"?

Сергей: Однозначно чувствовать. Да, конечно, есть среди всех чувств несколько, которые особо неприятны – страх, волнение, стресс… Но как иначе познать мир, если не испытать их все? Процитирую Воланда из «Мастер и Маргариты»: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?..»

Корреспондент: Можно ли поставить знак равенства между моим вопросом "чувствовать или не чувствовать?" и шекспировским "быть или не быть"? Поясните.

Сергей: Неожиданная находка. Хотя я сам только в первом вопросе об этом задумался. Конечно, между этими выражениями можно ставить знак равно. «Быть?» - то есть познать чувства, стать человеком, вернуться к прежней жизни, о которой ничего неизвестно. «Или не быть?» - отречься от своих затей, струсить, остаться в Каменграде, поддаться соблазну и поверить, что затея бесполезна. Это душевная борьба Глеба (и Гамлета), которые совершают нравственный выбор.

Корреспондент: Есть ли что-то общее у Глеба из книги и писателя Сергея Андреева? Какие черты вас роднят, а какие принципиально отличают?

Сергей: С Глебом мы отчасти похожи. Это выражается в его некой отстранённости, желании докопаться до сути и страхе сбиться с правильного пути. Мы оба ищем верную дорогу и верим в то, что делаем.

Однако, когда нас давят сомнения, Глеб способен действовать, идти до конца. Я же сперва вернусь к тому, с чего начал, и только потом, когда всё взвешу, буду действовать. Но вот именно этой чертой Глеба, его решительностью, я бы хотел обладать сам.

Корреспондент: С каким известным литературным персонажем вы могли бы сравнить вашего героя"? Почему именно с ним?

Сергей: Как такового прототипа для Глеба я старался нигде не подсматривать. Но, думаю, я мог бы сравнить его с Коралиной из одноименной детской повести Нила Геймана. Не знаю почему. Просто на тот момент, пока я писал «Каменного мальчика», я старался читать что-то лёгкое, чтобы подсмотреть, как любимый автор пишет для детей. В моей истории совсем иной костяк сюжета, да и герои живут совершенно в разных мирах. Но если задуматься, то всё же чем-то они похожи.

Приключения Коралины начинаются с того, что ей не хватает внимания. Это чувствует некое древнее зло и направляет свои силы на то, чтобы погубить девочку. Но в итоге она меняется, и её проблема находит решение.

Глеб… В какой-то степени он тоже ищет внимания в Каменграде. Но это последнее место, где можно надеяться, чтобы тебя заметили. Там ты никому не нужен. Вот тут появляется та же отчуждённость героя, но древнего зла нет. Есть заклятие, которое можно снять. И Глеб проходит препятствия, меняется, естественно, его проблема также находит решение.

Корреспондент: Что еще почитать, чтобы настроиться на одну волну с вами и лучше понять "Каменного мальчика"?

Сергей: Как я уже сказал, однозначно «Коралину» Нила Геймана. Что касается других книг, где герой также замечает, что может стать лучше, исправиться, то это Джулия Пайк «Последняя чародейка» и снова любимый мной Нил Гейман и его «Одд и ледяные великаны».

Корреспондент: Обращаясь к целевой аудитории, что бы вы хотели пожелать читателям испытать во время знакомства с историей?

Сергей: Любому автору, я считаю, важно, чтобы его читатели могли погрузиться в книгу. Поразмыслить над мотивами главного героя. Задуматься о подтексте истории и, возможно, провести некие параллели с реальной жизнью. Ведь в книгах всегда на первом месте стоит идея – то, ради чего создаётся и пишется история, а уж потом всё остальное. Поэтому я искренне желаю, чтобы читатели смогли пробиться к сути истории и, возможно, даже сравнили бы себя с Глебом. Ведь иногда мы утрачиваем способность чувствовать что-то кроме безразличия. И это страшно. Потому что так мы постепенно становимся чёрствыми и каменными. В добрый путь по страницам книги!

Корреспондент: В добрый путь! Пусть нити, связывающие вас и ваших читателей с Небесным садом, никогда не блекнут.

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»

Екатерина Кузнецова