Детский хоррор: полезно или вредно? Мнение писателя и психолога

7 мая 2024

Вспомните, когда вы были маленькими, вы читали что-то по-настоящему страшное? Был ли в вашей жизни детский хоррор? Только, рассуждая на эту тему, ничего не забывайте, в том числе сказки братьев Гримм. А теперь с позиции взрослого поразмыслите над тем, какие эмоции вы испытывали во время чтения. Были они для вас полезны или вредны?

Именно с ответа на этот вопрос следует начать разговор о том, нужен ли данный жанр в современной литературе. Конечно, нельзя полагаться исключительно на свое мнение и личный опыт, если вы не являетесь психологом. Имеет смысл обратиться за советом к профессионалу, что и сделала корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей». И вот что ей удалось узнать от Евгения Вальса — писателя, педагога, психолога, автора книг «Похитители волшебной пыльцы», «Яся в Стране желаний», повести «Тайный ингредиент», опубликованной в книге из серии «Классное чтение» под названием «Карлик Нос / Тайный ингредиент», и других произведений.

Корреспондент: Евгений, вы работаете в колледже и постоянно имеете дело с подростками. Расскажите, что они читают? Смотрят? Какие жанры у них любимые?

Евгений: Ни для кого не секрет, что для многих даже утро начинается не с зарядки, а с чтения новостей в соцсетях. Глянуть, что случилось в мире за ночь, прочитать сообщения от друзей и коллег, а то и пост разместить стало обычным делом. Более того, кто-то уже говорит, что наша жизнь проходит в соцсетях.

Отсюда логично предположить, что и мы с вами, и подростки стали больше читать информацию в соцсетях, а не литературу. Я проводил небольшой опрос среди студентов первого и второго курсов «Читают ли студенты что-то кроме соцсетей?». Все они учатся в одном колледже, где получают профессию преподавателя музыки, хореографии, актёрского искусства и других творческих направлений. В исследовании приняли участие 167 студентов.

В анкете был вопрос: «Читаете ли вы классическую литературу?» Положительный ответ выбрали 70 % студентов. Они называли Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, М. А. Булгакова и др. Но, глядя на результат, я понимал, что всё это программа 1 и 2 курсов, которую они осваивают на уроках литературы. Тут хочется сказать отдельное спасибо преподавателям, которые смогли сформировать у студентов мотивацию к чтению классической литературы, хотя бы в рамках обучения в колледже.

Тем не менее в ответах встретились имена Ш. Бронте, А. Конан Дойла, Дж. Лондона, А. Кристи, М. Митчелл, Дж. Остин.

Из анкеты мне хотелось узнать, отечественных или зарубежных авторов читают студенты. 39 % голосов набрали отечественные авторы, 51 % голосов достался зарубежным авторам.

Наиболее сложным оказалось выделить имена авторов, которым студенты отдают предпочтение. Передо мной предстал список из целой плеяды современных талантливых авторов, пишущих в разных жанрах. Чаще всего в анкетах ребят мне попадался С. Кинг, чуть реже — Дж. Роулинг и М. Петросян, и 2–3 раза упоминались имена: Харпер Ли, Э. Скотт, А. Шерри, Лия Арден, Лена Сокол, Анна Джейн и др.

Результаты исследования меня приятно удивили. Несмотря на то, что соцсети прочно вошли в нашу жизнь, молодёжь всё-таки читает литературу, и не только художественную.

Корреспондент: А теперь давайте поговорим о детях помладше. По одному из своих образований вы детский психолог. Это позволяет вам судить о том, что хорошо для детей, а что не очень. Поделитесь своим мнением о том, как на неокрепшую психику влияет остросюжетная литература. Назовите плюсы и возможные минусы.

Евгений: У меня действительно психологическое образование, читаю студентам лекции по детской психологии. То, что для детей не полезно, то, что может нарушить их психику, четко прописано в расшифровке возрастных ограничений, которыми маркируют книги. И я полностью поддерживаю такую осторожность. В моей практике был случай, когда читательница дала мою книгу с маркером 12+ ребенку, который только пошел в первый класс. И она была так удивлена, когда ребенок прибежал к ней с испуганными глазами и сказал: «Мама, мне страшно». Да, эта книга попала в руки очень впечатлительного ребенка, но издательство не случайно поставило ограничение 12+.

Был и другой случай. Ко мне пришла мамочка и спросила: «Что мне делать? Мне кажется, что мой ребенок — будущий маньяк!» Я не шучу. Фраза звучала именно так. Из сбивчивого рассказа я узнал, что мама увидела, как ее ребенок повесил все свои игрушки. Сделал из веревочки петлю и повесил мишку, зайку и других на крючочки, дверные ручки и проч. Я понимал, что детям свойственно отыгрывать все, что их впечатлило, все то, что их сильно взволновало. И мы начали выяснять, что такого «остросюжетного» мог увидеть ребенок. Оказалось, это сказка «Буратино». Ребенка напугала сцена, когда Карабас-Барабас вешал на гвоздики кукол. Ребенок пережил шок и через игру проигрывал пугающую ситуацию.

Из этих примеров видно, что впечатлительного ребенка может травмировать любая мелочь, которой автор не придал значения. Поэтому не надо так или иначе пытаться обойти возрастные ограничения, чтоб заполучить большую аудиторию. Текст, не предназначенный для конкретного возраста, действительно может травмировать психику ребенка.

Корреспондент: Остросюжетка остросюжетке рознь. Вот, например, детские ужасы. Что вы скажете о них? Всем ли ребятам их можно читать? С какого возраста начиная?

Евгений: Я люблю страшные сказки и являюсь поклонником истории Н. Геймана «Коралина». Мрачная, страшная история, написанная для детей, должна выводить читателя на понимание и осознание чего-то светлого и хорошего. Вообще, страшная сказка — это первая возможность для ребенка познакомиться с этой эмоцией. Безопасная возможность. Ты читаешь страшную историю, переживаешь жутковатые ощущения, но в то же время понимаешь, что тебя сейчас не съест волк, Яга не посадит на лопату и не засунет в печь.

Мы с сестрой в детстве любили играть в «Бабайку» с нашей няней. Она натягивала на голову капроновый чулок, в рот втыкала вырезанные из репы или картошки клыки, надевала что-то мешковатое и пугала нас. А мы от нее прятались. Нам очень нравилось, когда она нас находила и за пятки вытягивала из-под кровати, при этом мы дико визжали. Дети вообще очень любят визжать. Да, мы переживали страх, но это был безопасный страх, ведь мы знали, что за обликом бабайки скрывается наша няня.

Что же касается возраста, подходящего для чтения страшных сказок, тут надо спросить себя: а в каком возрасте вы услышали или прочитали «Красную Шапочку», где волк слопал бабушку и девочку, а потом ему вспороли живот? А «Золушку», в которой мачеха отрубила пятку и палец своим дочерям, чтоб их нога влезла в туфельку? А сказки «Морозко», «Жихарка», «Липовая нога», «Гензель и Гретель»? Согласитесь, это страшные сказки, но ни одна из них не травмировала нашу психику. Наши предки сочиняли страшные сказки и рассказывали их детям, чтобы уберечь их от опасностей, от поступков, которые могли бы их травмировать. Иначе зачем?

А вот по поводу современных ужастиков для детей — тут дело обстоит неоднозначное, и действительно: «остросюжетка остросюжетке рознь». Сейчас пишут и выкладывают свое творчество в сеть или издаются на бумаге все кому не лень. Многие люди не имеют ни психологического, ни филологического образования. Что они пишут, можно ли это читать детям? Я не говорю, что все авторы должны иметь соответствующее образование. Но было бы хорошо, если бы они состояли в литературных объединениях, если бы их тексты обсуждались на литературных встречах, семинарах. Прежде, чем они попадут к читателям.

Корреспондент: Как автор объясните, в чем принципиальное отличие детского хоррора от подросткового и взрослого?

Евгений: Во-первых, как автор я должен понимать, какие темы подходят для детей, а какие — для подростков. Ведь хоррор — это всего лишь антураж, декорации, в которых разворачивается сюжет и решается какая-то проблема. У детей ведущая деятельность — игровая, и она должна быть в книге, т. е. сюжет построен так, чтобы ребенок после прочтения книги мог в это поиграть. Он осваивает и осознает роли, поэтому в книге надо подчеркнуть ролевые особенности так, чтобы ребенок мог примерить на себя какие-то роли в игре. У подростков на первый план выходит общение со сверстниками и социализация, борьба за свою независимость и автономию от взрослых. Поэтому им будут интересны разного рода разборки между героями.

Во-вторых, отличие будет и в выборе средств, которые можно использовать. Как вариант, в детском хорроре 6+ не может быть натуралистических сцен насилия, смерть героя допустима, но не насильственная (герой съел мухомор, отравился и умер). В истории 12+ допустимо любое насилие, кроме сексуализированного. Однако автор не должен смаковать и натуралистично описывать процесс лишения жизни кого-то из героев. В хорроре 16+ можно для остроты и реалистичности диалогов использовать бранные слова.

В-третьих, отличие будет в отношении автора к происходящему. В историях, предназначенных для читателей до 18 лет, автор обязательно должен выказывать сострадание жертве и осуждать злодея. Если в тексте говорится о наркотических средствах, то автор также показывает отрицательное отношение к этому. В текстах 18+ автор вообще на этом не зацикливается.

Наверняка, если подумать, можно выделить и в-четвертых, и в-пятых, и это говорит о том, что отличия действительно есть, и автор не может их игнорировать, если пишет книгу для конкретной аудитории.

Корреспондент: Есть ли еще какие-то моменты, которые писатель, работающий в этом жанре для юной аудитории, обязан учитывать обязательно?

Евгений: Безусловно, все то, что я уже сказал ранее. Но в любом случае автора не должен покидать здравый смысл на всех этапах создания рукописи. В тексте для детской аудитории зло должно быть наказано. Даже если это хоррор, не надо забывать о посыле, о том, что получит читатель в результате.

Корреспондент: Можно ли через детский хоррор донести какой-то позитивный посыл? Преподать читателю некую науку, как в обычных сказках или фэнтези?

Евгений: Кто-то считает, что это нереальная задача? Я не против приключений — ради приключений. И не всегда детская книга должна содержать воспитательный момент. Но именно идея, заложенная автором, то, о чем эта история, какие смыслы она содержит, делают текст глубоким, ценным, не проходным. И конечно, для умелого автора жанр не препятствие для того, чтобы преподать урок читателю или сохранить позитивный посыл. В этом будет заключаться его мастерство.

Корреспондент: Приведите пример из ваших книг, где страшное — это путь к пониманию хорошего.

Евгений: В книге «Яся в Стране желаний» несколько таких моментов. Например, страж Еловии заливает волшебной смолой всех, кто никому не нужен, и делает их экспонатами своего ужасного музея. Это самый страшный обитатель Страны желаний, и встреча с ним не сулит ничего хорошего. Но когда Яся и Тим узнают, что Смолевик превратился в чудовище из-за того, что над его хобби все смеялись, герои вдруг осознают, что не надо потакать мнению толпы и заниматься в угоду другим нелюбимым делом. В первую очередь это осознает Тим, который любит складывать оригами, но его друзья осуждают такое увлечение.

Корреспондент: Вспомните самую страшную книгу, которую вы читали в детстве. Почему именно она напугала вас более всего, как вы думаете сейчас, с позиции своего опыта и знаний?

Евгений: В моей детской библиотеке не было таких историй. Но мне всегда нравилась сказка «Липовая нога», которую мне перед сном рассказывала бабушка. Там спящему медведю мужик отрубил ногу, а потом медведь приходил к нему по ночам на протезе из липы и произносил какой-то забавный и страшный речитатив, который я, к сожалению, не помню. Эта сказка вызывала у меня сильные эмоции. Наверно, именно из-за этих сильных эмоций я ее и любил. А страх, который я испытывал, был безопасным, ведь рядом была бабушка.

Корреспондент: Подводя итог нашей беседы. Многие мамы переживают о том, что детский хоррор навредит их ребенку. Как педагог и психолог чем вы можете их успокоить?

Евгений: Думаю, что если книга вышла в издательстве, авторитет которого у вас не вызывает сомнений, то следует лишь ориентироваться на возрастные ограничения, указанные на обложке. Немаловажным будет внимательно прочитать аннотацию, ведь только вы хорошо знаете своего ребенка и то, что может его напугать. Ну и, конечно, вас не должен покидать здравый смысл при взгляде на обложку.

Корреспондент: Острые впечатления и сильные эмоции нужны всем: и детям, и взрослым. Так пусть мальчишки и девчонки получают их безопасным способом через книги, нежели начнут искать нечто страшное в жизни.

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»

Екатерина Кузнецова