Из клетки антиутопии к звездам и мечтам

19 мая 2023

Как вы относитесь к антиутопиям с нотками фантастики и элементами романтики? Знакомы ли вам миры, которые создавали Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери и другие классики? Хотя бы «Голодные игры» читали или смотрели? А «Дивергента»? Если это направление в литературе, обнажающее все реальные и потенциально возможные ужасы, вам по душе и вы хотели бы сразиться с внутренними демонами не одного конкретного человека, а всего человечества, добро пожаловать на страницы романа «Гимназисты. Часть I. Потерянные». Его неравнодушный автор Владарг Дельсат видит несовершенство мира и мечтает его исправить, дав надежду людям хотя бы на страницах своих произведений.

Какова действительность, в которую погружается читатель? Его ждет эпоха накануне ядерной войны. Закрытая школа в Швейцарии, где в состоянии постоянного стресса, тотального контроля и бесконечного ожидания катастрофы живут дети разных возрастов. Именно там знакомятся главные герои — Витя и Света. Оба за плечами имеют багаж трагических воспоминаний и потерь. Они не привыкли кому-либо доверять и не ждут от жизни добра. Да и как тут ждать, если атмосфера вокруг подчинена практически фашистскому принципу «слабый должен умереть»? Впрочем, по Владаргу Дельсату, это звучит не столь лаконично и оттого еще более (если такое возможно) драматично: «Если будет война, всех больных в лучшем случае выкинут. А в худшем — просто уничтожат. И взрослых, и детей… Поэтому болеть нельзя. Нам это говорят на каждом уроке политической грамотности, то есть каждый день. Каждый день тревоги, каждый день рассказы о том, в каком раю мы живем… Интересно, у „восточных варваров“ так же?»

О чем может мечтать человек, угодивший в ловушку подобной антиутопии и стоящий на пороге конца свет? О свободе. Любой ценой. Даже ценой собственной жизни. О том, чтобы «большой брат» больше не смотрел на него, не контролировал. Чтобы ядерная угроза не висела над головой, будто дамоклов меч. Чтобы можно было принимать решения и поступать так, как хочется. И вот ребятам, о которых написан роман, представляется возможность вкусить капельку свободы. Со множеством «но» и «если», однако это лучше, чем ничего. И вместе с глотком свежего воздуха они неожиданно для себя делают большой глоток правды о собственной жизни, которая откроется им благодаря артефакту, доставшемуся Виктору в наследство от отца. Эта правда перевернет их представления о реальности, а заодно полностью перечеркнет все, что читатель уже успел понять об этой книге и созданной в ней вселенной. Перезагрузка будет полной. Если рассматривать ее с позиции жанров, это будет перезагрузка антиутопии в научную фантастику. Границы мира внезапно станут в разы шире. Они будут растягиваться, пока в них не появится брешь. И тогда за них можно будет выйти. Но как же непросто будет преодолеть себя, отказаться от того, что известно, переосмыслить действительность и сделать шаг в неизвестность!

Владарг Дельсат — оптимист. И его книга, несмотря на выбранное направление, оптимистична, хотя порой заставляет сердце сжиматься, а глаза — наполняться влагой. Даже в темные времена он оставляет своим героям шанс проявить себя, испытать настоящие чувства, рискнуть, сделать верный выбор. В том-то и заключается свобода — фундамент для счастья.

Писатель — мечтатель. Он смотрит дальше, чем позволяют любые стены, будь они построены из камня или из эфемерных, незримых для глаз субстанций в человеческом подсознании. Он, как фантасты двадцатого века, стремится к звездам и в прямом смысле, и в метафорическом. И все это отражено в его произведении, которое пробуждает чувства, волнует и увлекает своей непредсказуемостью, скрытой то за декорациями мрачной безнадежности настоящего, то за манящими надеждами будущего.