Мир, поглощенный войной, или Красное на сером

24 ноября 2023

Нет ничего страшнее войны. Это не землетрясение или цунами, над которыми люди не властны. Война рукотворна. Она результат чьих-то амбиций, агрессии, жестокости, подлости, безразличия. Война разрушает страны и низвергает целые цивилизации. Она превращает в руины города, развеивает прахом людские судьбы. Никто из тех, кто прошел через войну и ощутил ее зловонное дыхание на своей коже, не станет прежним.

Взрослым на войне тяжело и смертельно опасно. А что насчет детей? Считается, что они в лучшем положении, потому что в тылу, а не на линии фронта. Но действительно ли это положение лучшее? Главные герои книги Дмитрия Сарвина «Томмелиса» именно дети. Им довелось жить в эмоционально монохромном безрадостном мире. Серые краски бытия разбавляют алые пятна крови. Монотонный гул реальности, который они привыкли слышать будто через вату, то и дело разрывают взрывы снарядов. Существуя в такой повседневности, дети не знают ни настоящей любви, ни искренней заботы. Потому что некому их любить и о них заботиться. Они давно растут словно сорная трава — сами по себе, под формальным приглядом, одни в жестоком мире, через который текут реки крови.

Таков сеттинг. Он погружает в пучину безнадеги. Но не надо отчаиваться. Безнадегу чувствуем мы, взрослые. Дети — это всегда надежда. Это будущее, к которому они стремятся. И Томмелиса не исключение. Она взрослеет, ее личность формируется. Она учится проводить границу между хорошим и плохим, определяет ориентиры, ставит перед собой задачи и цели. И выбирает для себя курс на передовую, где, как она думает, сможет принести больше пользы.

Боли не меньше, но она другая. Страха больше, но к нему привыкаешь. На этом этапе жизни есть удивительные открытия и приключения, дружба и искренность, жертвенность и героизм. А еще читателя ждут элементы антиутопии, которые намеренно включил в повествование автор не только для того, чтобы увеличить динамику сюжета и немного облегчить основную драму, но и желая получить возможность порассуждать на философские темы, обсудить важные аспекты психологии и социологии вне времени и пространства.

О чем речь? Не будем давать спойлеров, позволим себе лишь легкий намек. Есть общество, которое избежало войны, спряталось от нее. Присоединиться к нему нетрудно, но надо ли?

«Томмелиса» — книга, которая оставляет отпечаток в душе. Об этой истории еще долго думаешь, проживая моменты, нарисованные Дмитрием Сарвиным. И это не всегда что-то мрачное и тяжелое. Здесь хватает другого. Того, что классики когда-то называли «разумным, добрым, вечным». Как это кооперируется с войной? Через мысль о том, что даже в самый страшный период человек должен быть Человеком.