Немного об Античности через призму судьбы Аполлония

28 августа 2023

Самой романтичной эпохой в истории человечества традиционно называют Возрождение. И правда, тогда мир буквально возродился из руин, в которые повергло его серое, дремучее, страшное Средневековье. Именно Ренессансу посвящают свои романы писатели на протяжении последних столетий. Есть еще один фетиш — то самое Средневековье. Оно хоть пугающе мрачное, но маняще загадочное. Это период страха, интриг, войн и больших тайн, которые, возможно, играют роль в мировой политике даже сегодня. По крайней мере, так утверждают любители теорий заговора. Естественно, Средневековье, как и Возрождение, частенько служит вдохновением для литераторов. И для почитателей фэнтези, фантастики, альтернативной истории это верно даже больше, чем для всех остальных.

А что насчет Античности? Слишком мало информации. Факты неточные, разрозненные. Работать с этой эпохой трудно, потому не многие и решаются, а кто все же берется, чаще всего обращают свое внимание на Юлия Цезаря, Клеопатру, Александра Македонского и других знаменитых личностей, стоявших у руля истории. Но есть авторы, которых не интересует, как складывалась жизнь легендарной египетской царицы и что связывало успешного полководца с красивой Таис Афинской. Такие писатели желают понять философию эпохи, ментальность ее людей, а для этого нужно разобраться в словах мудрецов, живших тысячи лет назад. По этому нелегкому пути пошел Степан Агафонов, когда взялся работать над повестью «Жизнь Аполлония».

Аполлоний был человеком неординарным. Его отличала чистота души, стремление понять мироустройство, твердость убеждений, жажда справедливости. Как и большинству энтузиастов, которые не просто сидят на диване, рассуждая о вечном, а ищут истину, ему выпал непростой путь. И он прошел его с честью. По его стопам движется Степан Агафонов, а за ним идет читатель, вдохновленный увлекательным жизнеописанием. Он отправляется в странствие, которое должно пролить свет на культуры и религии, властвовавшие над Античностью. Ему становятся доступны азы мировосприятия легендарных эллинов и понятен пифагорейский взгляд на мир. Именно пифагорейское учение в основе всего, ибо Аполлоний был его последователем.

О том, как складывалась судьба этого человека, какие выводы он сделал, как строил свои взаимоотношения с людьми, что искал и что в итоге нашел, говорит Степан Агафонов в «Жизни Аполлония» — книге художественной, но полной фактов и их серьезного, вдумчивого, логичного анализа, что роднит произведение с научным историческим трудом, только без присущей тому утомительной сухости, вызывающей скуку.