«Приквел-вбоквел». «Крылья нетопыря» до «катавасии с богами»

27 октября 2023

Где вы видели такую историю, у которой предыстории не было? Нигде! Просто откройте произвольно выбранный учебник, где речь идет о любом периоде из прошлого, изучите внимательно — и поймете, что всегда что-то было до, как будет и после. Вот и фэнтезийные миры, куда писатели открывают для своих читателей порталы, не за день строились, одной локацией или человеком не ограничиваются. А значит, всегда есть что-то новое, о чем рассказать, если выйти за рамки выбранного сюжета.

Из этой мысли рождаются приквелы, сиквелы, спин-оффы. И многие из них ничуть не менее захватывающие, чем основной роман или цикл. Хотите доказательств? Нет проблем! Совсем скоро в издательстве «Союз писателей» будет опубликована книга Павла Беляева «Тихий омут», события которой развиваются в Горнем — мире, знакомом по циклу «Крылья нетопыря». Только происходит все чуточку раньше и другие персонажи оказываются в центре повествования.

Но не будем забегать вперед и раскрывать все карты сразу. Пусть Павел сам расскажет о новинке в беседе с корреспондентом пресс-службы издательства «Союз писателей». Готовы послушать? Тогда начинаем!

Корреспондент: Павел, уже скоро на полках магазинов появится ваша новая книга «Тихий омут». Я правильно понимаю, что это приквел «Крыльев нетопыря»?
Павел: «Тихий омут» — это, если так можно выразиться, приквел-вбоквел. Здесь все тот же мир и события происходят за пять лет до «Сна разума». С одной стороны, эти книги можно вполне спокойно читать по отдельности, но если начинать с «Тихого омута», то многое открывается с другой стороны. Мы лучше понимаем истоки некоторых конфликтов «Крыльев нетопыря». В «Омуте» свои протагонисты, но также там постепенно вводятся герои «Нетопыря», а потом история делает своеобразную рокировку: эпизодические роли этого романа в трилогии выходят на первый план, а главные становятся второстепенными.

Корреспондент: Что было раньше: первые две опубликованные книги или «Тихий омут»?


Павел: Это сродни вопросу про курицу и яйцо. Знаете, получился такой змей Уроборос, который пожирает собственный хвост и растет одновременно с этим. Если говорить проще, одно порождает другое. Когда-то «Крылья нетопыря» были небольшим рассказом, который породил Горний мир. Горний породил историю «Тихого омута». Пока «Омут» лежал в столе, писался «Сон разума». А пока «Сон разума» ожидал авторских правок, переписывался практически набело «Тихий омут». Во всяком случае, свет первым увидел именно «Омут», и только почти через год вышли «Крылья нетопыря». И это вполне соответствует внутренней хронологии мира.

Корреспондент: Как именно эта история связана с романами «Сон разума» и «Трон из костей»?
Павел: С романом «Сон разума» эта история связана довольно мало, кроме того, что, как я уже говорил, здесь второстепенные персонажи «Тихого омута» становятся главными. Сильнее всего эти две книги связывают Храмовые скалы, в которых и там и здесь проходит достаточно большой кусок повествования. А вот с «Троном из костей» «Тихий омут» связан теснее некуда. Дело в том, что «Трон», по сути, является прямым продолжением одновременно как для первой части трилогии — «Сна разума» (что логично), так и для «Тихого омута». Некоторые персонажи «Омута» возвращаются в «Троне» и начинают весьма ощутимо влиять на сюжет. А некоторые дуги персонажей и сюжетные арки, которые были начаты еще в «Тихом омуте» получат свое завершение только в третьей книге «Крыльев нетопыря». Так что «Тихий омут» — это не часть трилогии, но часть более глобальной истории — истории мира, куда входят как «Крылья нетопыря» и «Тихий омут», так и еще несколько проектов, задуманных по этому миру. Обе истории настолько масштабны, что не могут не влиять на Горний и друг на друга.

Корреспондент: Кого из героев, которые знакомы читателю по «Крыльям», он может надеяться встретить на страницах?
Павел: В «Тихом омуте» на самом деле мы впервые знакомимся с Азарем и Ареем Элефантом. Как я уже сказал, они здесь не на главных ролях, но конкретно Азаря ближе к концу становится все больше. Еще можно увидеть уже знакомых нам князей неревских земель, у которых в «Омуте» куда больше времени.

Корреспондент: Правильно ли будет сказать, что это произведение полнее раскрывает какие-то моменты, связанные с Горним и его обитателями? Приведите пример, в чем именно.
Павел: «Тихий омут» совершенно точно полнее раскрывает многие детали Горнего. Если в «Сне разума» повествование срывается с места в карьер и читателя бросает сразу в водоворот событий, от которых поначалу, быть может, даже рябит в глазах, то в «Омуте» повествование куда более плавное и размеренное. Здесь выдается много лора, предыстории и мифологии мира, которая позже частью подтвердится в «Троне из костей», а частью — напротив. Здесь мы лучше узнаем быт Храмовых скал, даже чуть-чуть последим за подготовкой рытников. Мы выясним, как в Храмовых скалах оказался Гааталия. В «Тихом омуте» лучше раскрываются политические дрязги сильных мира сего. Если в «Крыльях нетопыря» героям просто не до того со всей этой катавасией с богами и прочими надмировыми сущностями, то в более приземленном «Тихом омуте» есть место для разборок между княжествами и для вполне себе обычных войн, восстаний и государственных переворотов. Здесь даже свой богатырь имеется. Как много сейчас богатырей в славянском фэнтези вообще? Их отсутствие — это какой-то парадокс на самом деле.

Корреспондент: А что насчет инноваций? Есть тут что-то принципиально новое, о чем нельзя было и подумать, когда мы погружались в первые изданные истории?
Павел: Инновации есть, но это, наверное, будет серьезным спойлером. Выдам, пожалуй, одну. Именно в «Тихом омуте» мы впервые узнаем, что подземелья Кричани (она же Сожженный город), которые охраняет загадочный Горбун, не единственные в своем роде. Аналогичные есть в другом городе, который в «Тихом омуте» тоже подвергается тотальному уничтожению.

Корреспондент: Скажите пару слов о героях. Кто такие Аней и Ия? Чем они будут интересны публике?


Павел: Аней и Ия — это в первую очередь дети. Они дружат с малых лет и оба, правда, в силу разных обстоятельств, лишаются всего, чем когда-то дорожили. История каждого из героев — это история взросления. В ее основе столкновение с жестокой реальностью, где ты внезапно осознаешь, что у всего на свете есть цена. Даже у самой светлой мечты. Это история людей, которым приходится слишком рано повзрослеть и встретиться с проблемами, и эти проблемы в разы сильнее их. А еще это история маленьких людей, которые оказываются втянуты в игру больших сущностей. Это попытка спастись, не перемолоться в жерновах истории и остаться собой. Кроме того, линия Ии и Анея — это своеобразная деконструкция тропа об избранном. Его более мрачное и реалистичное переложение. Что случилось бы, если бы Энакин Скайуокер родился не на Татуине, а в Вестеросе? (Улыбается.) Частично история Анея и Ии — это (внезапно) дарк академия. Тут настолько суровая академка, что ученики гибнут десятками, а психика выживших ломается невозвратно. В общем, опять наш любимый принцип реализма. Я беру эту идею и выкручиваю акценты из позиции: «А как бы это выглядело, если бы было возможно в реальном, а не идеализированном мире?»

Корреспондент: А теперь главный и самый интригующий вопрос: что за тихие омуты? Кто или что это такое?
Павел: Тихие омуты — это дети. Дети с ангельской и невинной внешностью, но в них скрыты страшные силы. Это типаж людей Х, Одиннадцатой из ОСД и прочего. Только здесь с ними церемонятся еще меньше. Если таких детей находят храмовники, они ставят над ними опыты со всей беспощадностью средневековой методологии. Если тихие омуты попадают к чертям, то те используют их в своих корыстных целях в качестве инструментов, даже не воспринимая как личностей. В общем, это люди, у которых нет ни детства, ни будущего, а единственное, что им оставили, — это стать разменной монетой в противоборстве двух могущественных сил. У каждого из них обязательно какой-нибудь душевный надлом.

Корреспондент: На ваш взгляд, что у вас лучше всего получилось в этой книге?
Павел: Что получилось лучше всего, наверное, это не мне судить. Из отзывов тех, кто уже читал роман, я могу судить, что лучшее в этой истории — это персонажи. Глубокие, неоднозначные, за чьей судьбой и поступками интересно наблюдать. Ну и здесь, наверное, больше трогательных сцен, чем в обеих вышедших книгах из серии «Крылья нетопыря».

Корреспондент: Были ли моменты, которые вы дорабатывали или переделывали полностью? Почему, что вам не понравилось?
Павел: Дорабатывалось и переделывалось примерно 85 % романа. По сути, он был переписан практически набело, поскольку первый вариант показался мне в чем-то вымученным, а в чем-то излишне приторным и неправдоподобным. А кроме того, в книге достаточно много сюжетных линий, которые очень слабо между собой согласовывались, и роман попросту разваливался на отдельные составляющие. В итоговой версии, я считаю, все связано и работает как единый механизм. Даже если не все детали этого механизма знают друг о друге.

Корреспондент: Как думаете, с каким настроением читатели встретят ваш «Тихий омут»?


Павел: Мне бы хотелось верить, что они будут рады поставить эту книжку на полку, поскольку она как минимум классно оформлена и выглядит очень внушительно. Особенно рядом с двумя другими вышедшими книгами цикла. Вам даже не обязательно ее читать, достаточно лишь иногда носить с собой, чтобы смотреться очень уж серьезным книгоманом. (Улыбается.) Ну а тем, кто все-таки доставит себе труд и прочтет, я желаю приятно провести время на страницах этой истории!

Корреспондент: Кажется, пора выполнять инструкции. Сперва оформить предзаказ, потом прочитать от корки до корки, а затем — носить с собой. Чтобы сразу все: и сэкономить, и эмоции, и других впечатлить. Впрочем, можно и без последнего. Эмоции важнее всего!

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова