«Разумное, доброе, вечное» через мистические аллегории

9 июня 2023

В последнее время стало очень много канонов и стандартов. Это делает кино и книги скучными, предсказуемыми, не вызывает желания смотреть их или читать. Но что если проявить немного оригинальности? Например, отобрать самые интересные современные произведения, найти им аналоги в классике и поместить... под одну обложку? Именно из такой идеи родилась серия «Классное чтение».

Одна из книг, опубликованных в рамках этого уникального проекта, называется «Страшная месть / Одержимость». В ней произведение Николая Васильевича Гоголя соседствует с мистическим триллером Любови Черенковой. Прошлое и настоящее как бы объединяются. Авторы словно передают друг другу эстафету, которую, конечно же, в будущем примут новые писатели.

«Страшная месть» — повесть, знакомая всем, кто хорошо учился в школе и старался не отставать от программы по литературе. Эта история входит в культовый цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и большинство мистических произведений Гоголя, это базируется на народных суевериях и легендах, которые он собирал в Малороссии — регионе, где прошло его детство. Сюжет строится вокруг любви некоего пана Данилко, женившегося на красавице. Но его счастью пытаются помешать темные силы. Ими управляет тесть-колдун, сразу невзлюбивший нового члена семьи. Хотя «Страшная месть» написана давно, когда люди были наивнее и не столь искушены в умении пугать других, мороз все равно бежит по коже. А манера Гоголя вести повествование, его искренняя вера в возможность того, что отрицает современная наука, завораживают.

«Одержимость» — это из другой эпохи, но тоже о тьме, что может завладеть человеком. Любовь Черенкова рассказывает о девушке по имени Катя, которая с ранних лет слышит нашептывания Черного Человека. Читатель быстро понимает, что за сущность скрывается под абстрактным понятием. Отсылка к религии пробуждает в нем что-то древнее, воскрешает позабытые, казалось бы, суеверия. И вот, слушая вместе с Катей жуткий голос, призывающий совершать грехи, библиофил тоже ищет укрытия в церкви, не ожидая, что святой отец пробудит в героине вовсе не те чувства, что положено. Тут-то и начинается главная интрига. Очевидно, что священник и девушка знакомы. Но почему она ничего не помнит? Велико напряжение и постоянно нарастает. Греховность помыслов и чистота стремлений контрастируют. Не понять, что было и почему произошло. Сюжетные звенья удастся объединить лишь в финале, когда накал страстей дойдет до кульминации.

Книга «Страшная месть / Одержимость» довольно мрачная. Но света в ней все равно больше, чем тьмы, потому что и Николай Гоголь когда-то, и Любовь Черенкова теперь хотели нести в мир «разумное, доброе, вечное», предостеречь читателя от беды и через мистические аллегории обрисовать реально существующие проблемы, чтобы, увидев их со всей отчетливостью, было легче бороться с напастью.