«Самое интересное происходит в годы учебы»

13 октября 2022

Пока взрослые скучают по школе, дети традиционно ее ненавидят. Но ведь именно там, в стенах альма-матер, они проживают свои самые счастливые дни, учатся не только наукам, но и правилам общения, заводят первых друзей, врагов и... любовь. Как же не ценить все это?

Современная писательница Юлия Рущак решила расставить акценты на чудесных моментах школьных будней. Она вспомнила свое детство, чуточку пофантазировала и получила сборник рассказов «#ОДНОKLASSНИКИ: школьные веселые истории». О чем она думала, когда писала жизнерадостные, веселые, добрые истории? Это решила выяснить корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей».

Корреспондент: Ваша новая книга «#ОДНОKLASSНИКИ: школьные веселые истории» написана о школе. Объясните выбор темы: почему именно школа попала в ваш фокус?

Юлия: У меня обычно триггером к написанию служат какие-то ситуации, в которых побывала сама лично. Так и здесь произошло. Однажды (я об этом в книге тоже говорю) мой однокурсник высказал свое предположение, что мне нечего будет вспоминать о том, как проходили годы учебы, в связи с тем, что я постоянно думала об учебе и ни о чем другом. Заявление спорное. И я тогда ему ответила: «Буду тебя вспоминать!» По сути, так и получилось. Единственное, что, помимо того однокурсника, у меня были и другие. А потом получилось так, что мои друзья, прочитав пару рассказов, стали делиться своими воспоминаниями об одноклассниках и однокурсниках и о том, что интересного у них происходило. Некоторые истории мне очень понравились, и я решила взять их на заметку.

Почему школа? Вообще, самое интересное происходит в годы учебы. Когда ты ребенок, можешь не беспокоиться о том, что о тебе подумают. За шалости могут пожурить, над шутками — посмеяться, а в непростых ситуациях — что-то посоветовать и научить, как правильно поступить. Во взрослом возрасте уже не так: нельзя позволить себе многих вещей. Социальный статус, должность, поведение — все оказывает влияние на реноме.

Поэтому в книге речь о школе. Уверяю, помимо уроков, задач и домашнего задания, есть еще и время бесшабашности, развлечений и каких-то проказ.

Корреспондент: Какова, на ваш взгляд, роль школы в жизни человека, конечно, кроме очевидной — получения знаний?

Юлия: Школа дает многое. Все зависит от различных факторов и обстоятельств. Наиболее значимым, на мой взгляд, является среда, в которой воспитывается ребенок, на кого ориентируется, с кем дружит и общается. Я, например, научилась бороться и доказывать (в первую очередь себе), что я могу преодолеть трудности, не бояться быть другой, не как все, со своим мнением. Научилась защищаться от жестоких нападок, хамства. Причем культурно! В общем, бороться за свое место под солнцем! Корреспондент: В конце предисловия к книге вы пишете: «Ах да, не считайте, что все написанное было в точности на самом деле. Все события и персонажи носят собирательный образ!» И все же есть какие-то моменты, которые взяты из реальности и являются автобиографичными?

Юлия: Да, есть такие моменты. Что-то действительно было на самом деле в моем классе, что-то в параллельном, а что-то происходило в студенческие годы у моих друзей. Поскольку истории все очень разные и случались они не только в школе, но и в колледже, вузе, а соответственно, и герои имели непохожие характеры, родилась идея создать свой класс и одного героя наделить несколькими чертами. Так вот и появились собирательные образы.

Корреспондент: Может быть, в ком-то из персонажей отражена Юлия Рущак?

Юлия: На 100 % точно нет. Есть черты, которые достались от меня главной героине Люсе Барковой, например умение постоять за себя и ответить на выпады одноклассника. А в каких-то историях, где нужно было отстоять правду, частичку себя я отдала Жене Каротаевой или, например, наделила своими организаторскими способностями Альку Арефьеву. Корреспондент: Назовите свой любимый рассказ из сборника и самого симпатичного вам персонажа. Объясните свой выбор. Юлия: Вообще, каждая история по-своему интересна и любима. Наверное, я бы выделила все-таки «Веселый урок». Объясню почему. Мне стоит только произнести название — я тут же вспоминаю, как одноклассник довел меня до слез! В хорошем смысле. Я так хохотала от всего происходящего на уроке, что аж слезы катились. Мало кому удается так сделать. А вот самый симпатичный персонаж — это смотря под каким углом рассматривать и по каким критериям оценивать. Если судить по количеству шуток, то однозначно Славка Туранов, если по поступкам — Люся Баркова, а если по серьезным и важным словам в жизни девочки — Ромка Астахов. Одна его фраза «Значит, будет» стоит больше всех «Ты мне нравишься».

Корреспондент: У многих людей школа ассоциируется не столько с уроками, сколько с друзьями. На чем основана школьная дружба? Из чего она зарождается?

Юлия: Все просто, как в песне: «Дружба начинается с улыбки». Потом уже жвачка, мультик, значок, магнитик, наклейки, кино…

Очень часто практикуется в школе дружить против кого-то одного. Или если одноклассник помог выполнить домашнюю работу или ответить на вопрос учителя — это тоже дружба. Вместе придумать что-нибудь эдакое, например принести мышь в портфеле, и не выдать секрет раньше времени — и это тоже дружба.

Корреспондент: Что такое дружба в вашем понимании? Дайте определение понятию без словарей.

Юлия: Для меня дружба — это нечто постоянное. Когда человек рядом с тобой, ты ему можешь позвонить и рассказать о чем-то, получить совет, поддержку в трудную минуту, разделить радость и успехи. И не опасаться, что тебя предадут, уничтожат морально или физически из-за зависти или потребуют что-то взамен. Корреспондент: Как вы думаете, реально ли сохранить школьных друзей на всю жизнь? Получилось ли у вас? Что для этого нужно?

Юлия: Сохранить дружбу и перенести ее из школьных лет во взрослую жизнь — да, возможно. В моем близком окружении есть реальные примеры. К сожалению, у меня так не получилось. Я со своими одноклассниками очень редко общаюсь. А вообще, тут важно понимать: что ценно в школьный период, совсем не ценно во взрослой жизни. Например, те же жвачки и наклейки.

Думаю, чтобы такую дружбу сохранить, нужно уметь находить точки соприкосновения, быть на одной волне, находить компромиссы.

Корреспондент: Если бы это было в вашей власти, какие изменения в современную школу вы бы внесли? Чем бы дополнили обязательную программу и досуг ребят, что бы исключили? Перечислите по пунктам.

Юлия: Я еще тот реформатор! В первую очередь я бы все-таки вернула старую программу обучения. Когда ребенок излагал свои мысли на бумаге, формулировал устные ответы. Да, тестирование облегчает и упрощает проведение аттестации, но, по сути, ученики мало запоминают из современной программы. Они не умеют излагать свое мнение. Зачастую у них его вообще нет, просто зазубренный пересказ, цитирование. Я обязательно ввела бы уроки ПДД, причем на каждом году обучения. Многие дети летом катаются на велосипедах, самокатах, и при этом им никто не объясняет, как и где можно и нужно пересекать проезжую часть, увеличивать скорость и т. д. Еще бы ввела уроки этикета и этики. Как говорил Сыщик в мультфильме «По следам бременских музыкантов»: «Вежливость — главное оружие…» С вежливым, тактичным человеком всегда приятно общаться. По поводу досуга — побольше командных походов, игр. Это работает на сплочение, доверие друг другу. Но что касается любого сокращения или добавления, думаю, тут все индивидуально. Корреспондент: Обращаясь к своим читателям, что бы вы хотели им сказать?

Юлия: Я бы хотела пожелать всем добра и гармонии, быть всегда на позитиве, никогда не сдаваться и не отступать перед трудностями. Абсолютно в любой ситуации всегда есть выход. Просто нужно его найти.

Корреспондент: Уверена, ваши герои станут отличными примерами и подскажут ребятам парочку выходов из школьных (и не только!) тупиков.

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»

Екатерина Кузнецова