В лабиринтах подсознания

21 июля 2023

Интересная, однако, штука — человеческое подсознание. Никому пока так и не удалось раскрыть его тайны. Неизвестно, что в действительности на душе у другого человека. Да что уж там, не понять, что мы прячем от самих себя, какие секреты храним, чтобы продолжать жить.

Современная писательница Инна Пермякова задумалась над тем, что происходит на самых глубинных уровнях бесконечных лабиринтов человеческого внутреннего «я». Из ее размышлений родилась психологическая драма «Грань реальности». Ситуация, послужившая основой для сюжета, нарочито утрирована. То есть намеренно взята большая трагедия, которая повлияла на личность героини максимально разрушительно. Да, именно такой конфликт внешнего и внутреннего, столь мощное отрицание действительности, переходящее в безумие, встречаются не на каждом шагу. Но в формах более умеренных, выражаясь врачебным языком — компенсированных, многое из того, о чем посчитала нужным сказать писательница, бывает сплошь и рядом, причем развивается не только в кризисный период после непоправимой трагедии, а в кризисный период вообще.

Итак, «Грань реальности». Что это за книга? Она о женщине, которая на первый взгляд такая же, как миллионы других. Ее существование, потому что назвать это жизнью трудно, уныло и однообразно. Серые будни сменяют друг друга, не принося ни ярких эмоций, ни радости, ни надежды. Подобное состояние принято называть депрессией. Исцелиться от нее помогают психологи. К одному из них обратилась за помощью Валерия и получила совет. Она должна начать дневник. Но записывать в нем надо не все подряд, а воспоминания. Самые сильные. Говорить о том, что особенно повлияло на нее, изменило. Потому что, прежде чем лечить болезнь, следует выяснить, из-за чего та появилась. И вот прошлое ворвалось в настоящее. Что дальше? Героиня поняла, что не знала сама себя и даже не догадывалась, что скрыто в ее подсознании, похожем на путаный лабиринт.

Инна Пермякова выбрала довольно сложный с точки зрения композиции стиль повествования. Было — стало. Прошлое — настоящее. Они чередуются и перекликаются, все больше сливаются и растворяются друг в друге. Незаметно читатель понимает, что он вслед за Валерией преступил некую грань реальности и уже не понимает, что правда, а что ложь. Эмоциональный накал силен. Напряжение нарастает. Уровень тревожности самый высокий. Мысли кружат в голове и не могут остановиться. Неудобные вопросы о себе приходят на смену тем, что еще несколько страниц назад возникали исключительно насчет главной героини.

«Грань реальности» не та книга, которую надо читать, когда моральное равновесие нарушено. Она для других дней и настроений. Человек, который откроет психологическую драму Инны Пермяковой, должен быть крепок духом и уверен в том, что он-то о себе точно все знает.