«Если бы у Марии Семёновой и Джо Аберкромби родился сын, он наверняка написал бы «Крылья нетопыря!»

14 июля 2022

Еще недавно писатели-фантасты, когда брались за работу над книгой в жанре фэнтези, старались создавать полноценные масштабные миры. Потом эта добрая традиция отошла в прошлое. Важнее стало придумать яркую сюжетную ветку и закружить читателя в вихре эмоций. Увы, подобные книги, действительно, проглатываются одним махом, но забываются уже через час. Чтобы остаться в памяти библиофила, мало показать страдания некоего колдуна и его подружки или бросить героев в мясорубку очередной волшебной войны. У книги должна быть душа, которая появляется вместе с вселенной, продуманной до мелочей, материализованной мыслью автора. Так добился успеха Сапковский, Пехов, Семенова и многие другие метры жанра.

Павел Беляев не стал размениваться на мелочи и давать публике "хлеб и зрелища". Нет, конечно, они есть на страницах его романа "Крылья нетопыря. Часть 1. Сон разума", но не в том суть романа, не в том его фишка. Огромная вселенная, где есть место магии и приключениям, опасности и героизму, интриге и поиску себя, манит, завораживает, очаровывает. Читатель не просто проходит мимо, на бегу подглядывая за чужой историей, он проживает свою вместе с персонажами.

О том, как рождался роман, что предшествовало и сопутствовало ее появлению, как рассуждает Павел Беляев - человек, создавший Горний, узнала корреспондент пресс-службы издательства "Союз писателей".

Корреспондент: Чем современника является фэнтези: развлечением, способом эскапизма, возможностью отреагирования или чем-то большим? А чем оно стало для Вас?

Павел: Эскапизм – это в первую очередь. Но это не тот побег от постылой реальности слабых духом людей, которые с головой уходят в вымышленные миры, лишь бы отгородиться от насущного. Такие наверняка тоже есть, но думается, что их всё-таки меньшинство. Эскапизм любителей фэнтези, да и фантастики вообще, восходит к общечеловеческой потребности в разнообразии. Как бы сильно вы ни любили какой-нибудь деликатес, если вас кормить этим ежедневно на завтрак, обед и ужин, однажды вам захочется чего-то другого. Так и здесь, когда каждый твой день похож один на другой, а их череда сливается в смазанную расплывчатую круговерть, хочется узнать чего-то другого. Кто-то путешествует, кто-то читает, кто-то играет в игры или занимается спортом. Существует миллион способов разнообразить серые будни, и чтение фэнтези, прямо скажем, - не самый плохой из них. Но это ещё не всё.

Чтение фэнтези, с моей точки зрения, можно рассматривать, как подсознательную попытку достичь покоя и уюта. Даже не смотря на то, какую бы мрачную историю вы ни читали. И дело тут вот в чём. С детства нам всем (или большинству из нас) рассказывают сказки. Ты лежишь в своей уютной комнате, в тёплой кроватке, а рядом мама/ бабушка/ папа читает или рассказывает сказку. И так хорошо… Это детство, это территория безопасности. Вырастая, мы нуждаемся в чувстве покоя и защищённости ничуть не меньше, чем в детстве, а то и больше. Но сказочная форма уже слишком проста для нас. Мы слишком испорчены «взрослыми» книгами. А потребность-то никуда не делось. Поэтому многие и обращаются к прямому наследнику волшебной сказки – фэнтези. Фэнтези – это то же самое ожидание чуда, только для взрослых.

И в-третьих, фэнтези открывает невероятный простор для фантазии и творчества. Здесь буквально возможно всё. Всё, что захотите – стоит только пожелать и нате вам: джины, русалки, благородные рыцари, драконы, ведьмы. А ещё в них так удобно заворачивать всяческие аллегории и скрытые смыслы. Особенно для государств, где действует тотальная цензура. Хотя это и не всегда спасает – мы-то знаем на примере «Мастера и Маргариты». Кстати, классики тоже не гнушались фантастического элемента в своих произведениях, что позволяло им сделать свой труд более выразительным, увлекательным и, опять же, - иносказательным.

Вот три кита, на которых, по-моему мнению, стоит современное фэнтези.

Корреспондент: Можете ли Вы причислить себя к фанатам жанра? Какие книги, каких авторов предпочитаете читать? Объясните свой выбор

Павел: Я абсолютно точно фанат жанра. Я люблю разные его варианты: городское фэнтези Марины и Сергея Дяченко, тёмное фэнтези Анджея Сапковского и Джо Аберкромби, эпическое фэнтези Ника Перумова, славянское фэнтези Марии Семёновой и Ульяны Черкасовой. Но я читаю и книги других жанров. Я уверен, что ограничиваться только своим жанром – не совсем правильно. Так мы упускаем возможность создать что-то самобытное и рискуем скатиться в постоянные однотипные вещи. Поэтому, как бы я ни любил фэнтези, стараюсь читать и что-то другое. В каждом жанре есть великолепные представители. И вот у них нужно учиться, это обогатит ваш собственный текст.

Корреспондент: Приведите примеры книг в другом жанре, которые Вас особенно заинтересовали и, возможно, помогли в творчестве.

Павел: «Как важно быть серьёзным» О. Уайльд, «Властелин мира» А. Беляев, «Солярис» С. Лем, «Блеск и нищета куртизанок» О. Бальзак, «Сезон отравленных плодов» В. Богданова, «Ангелы и демоны» Д. Браун, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше, «Герой нашего времени» М. Лермонтов и много ещё что, но эти, пожалуй, всё-таки основные.

Корреспондент: Как рождаются фэнтезийные вселенные? Что служит фундаментом для их создания на примере Вашей книги "Крылья нетопыря"?

Павел: У всех фэнтези-вселенные появляются по-разному, и здесь нет чёткого пути, хотя есть и общие тропы. Роман «Крылья нетопыря» прошёл очень длинный и сложный путь от небольшого вторичного рассказа, в котором было больше от «Ведьмака» Сапковского, чем от «Крыльев нетопыря» Беляева, до целой вселенной, близкой к славянскому средневековью, но всё же отличавшейся от него. Фундаментом как раз и послужила славянская мифология и этнография. Сначала создавался мир и его внешнее проявление – карта. На бумагу ложились контуры, намечались моря и горы, придумывались названия. И как следствие, уже на этом этапе многие места обрастали историей. Прописывалась мифология мира и бестиарий, основанный на славянском фольклоре. И вот в этот мир помещались персонажи. Они, как и мир, со временем изменялись, перекраивались шиворот-на-выворот, а вместе с ними менялась и мотивация.

Корреспондент: Что конкретно пришло в Ваш роман из фольклора? Отголоски каких мифов, легенд, сказок можно найти на страницах?

Павел: В моём романе МНОГО от фольклора. Начиная бестиарием и заканчивая устройством городов. На страницах «Нетопыря» внимательный читатель найдёт отголоски многих славянских мифов, быличек и сказаний. Например, поверье о подземном огне – жыже, в будущем будет играть весьма значительную роль. Один из космогонических мифов славян о небесной птице найдёт своё отражение в самом конце истории. Будет проскальзывать миф о сладкоголосой птице сирин, чья песня приносит несчастья и предсказывает будущее. С птицей печали будет связана личная драма одного из главных героев. Да тут целые народы из славянских мифов и легенд: ичетки, псоглавцы, дивии люди, чуды. Я старался собирать наименее растиражированных персонажей славянского фольклора, который на самом деле очень богат, и далеко не ограничивается бабой Ягой и Кощеем Бессмертным.

Корреспондент: Согласно толковому словарю, нетопырь - это род гладконосых летучих мышей. А что насчет Вашего нетопыря? Что это за создание?

Павел: В моём мире нетопыри – это волшебный крылатый народ, у них есть кое-что от летучих мышей (например, крылья), но это не они. Поэтому я настаиваю, чтобы относительно этих существ ударение ставили на «о». Нетóпырь. Дескать, не топает, а летает. Если проводит параллели, то мои нетопыри, наверное, ближе всего к горгульям классического фэнтези, только без всех этих обращений в камень. Нетопырь – это весьма символическое существо. Он одновременно может ходить и летать, поэтому он не принадлежит ни земле, ни небесам. Он своеобразный проводник высшей воли.

А гладконосых летучих мышей в этом мире нет, только рукокрылые крыланы, вроде летучих собак – их мы называем симуранами, что в равной степени соответствует как мифологии, так и зоологии.

Корреспондент: Можете ли Вы сравнить свое произведение с каким-то уже известным? Поклонникам какого автора или романа может прийтись по душе книга "Крылья нетопыря"?

Павел: Однажды мне сказали: «Если бы у Марии Семёновой и Джо Аберкромби родился сын, он наверняка написал бы «Крылья нетопыря!» Мне ужасно нравится это выражение, которое объясняет сразу всё. Поэтому, думается, что роман может понравиться поклонникам славянского фэнтези, поскольку в первую очередь – это всё-таки оно. Но это не совсем привычное славянское фэнтези, я стараюсь использовать меньше старославянизмов и вычурности речи, присущих многим представителям жанра, и пытаюсь быть как можно более понятным. Так же, книга может понравиться тем, кому по душе тёмное фэнтези в духе Аберкромби. Ну, и тем, кто любит эпическое фэнтези Ника Перумова. А внимательный читатель, возможно, найдёт некие отсылки на этих прекрасных авторов.

Корреспондент: Вспомните, как Вы работали над рукописью. С какими сложностями Вы сталкивались в процессе и как их преодолевали?.

Павел: Начиная с 2010 года роман несколько раз переписывался набело – я никак не мог найти ту форму, какая бы меня устраивала. Я нашёл только совсем недавно, и дело пошло значительно быстрее и проще. Я уже совершенно точно знаю, как и что будет. Что оставить, а что неважно и подлежит искоренению. И, пожалуй, это была единственная сложность. Всё остальное – организационные моменты. Где-то нужно больше информации о быте. Где-то хочется вставить необычного монстрика, и начинаются долгие поиски. Где-то случалась сюжетная несостыковка, которую необходимо решить. И тогда приходилось ломать голову несколько дней. А после этого переписывать по десятку страниц в разных местах текста, чтобы избежать проблемы.

Корреспондент: Если какой-то момент упорно не получается написать, как хотелось бы, в чем может быть причина? Что делать в такой ситуации? Поделитесь своим опытом.

Павел: Возможно, это усталость. В таком случае, нужно переключиться. Если в тексте несколько персонажей, то обратитесь к другому и пока пишите его ветку. Через некоторое время мозг «перезагрузится» и решение придёт само собой. И как правило, оно окажется довольно очевидным. Если же в произведении всего один герой, или несколько встретились в одной точке, и нужно как-то это развязать, то, возможно, стоит пару дней не притрагиваться к тексту и позволить персонажам разобраться с этим самим. Если не вышло, всегда можно спросить у друзей и доверенных лиц, на то они и доверенные. Если и это не помогло – есть последнее средство: подглядеть у мэтров. Здесь главное, подойти творчески, не переписывать слово в слово и помнить, что в мире не больше десяти сюжетов, поэтому мы не воруем – мы честно пишем чужое.

Корреспондент: Полное название романа "Крылья нетопыря. Часть 1. Сон разума". Это подразумевает наличие продолжения. Оно уже готово? Когда планируется его выход?

Павел: Мы пока не обсуждали с издательством возможность продолжения, думаю, это будет зависеть от успеха первой части. Но да, продолжение подразумевается. «Крылья нетопыря» - это трилогия. Вторая часть в активной фазе, и если всё пойдёт хорошо, то, думаю, к зиме мы уже увидим «Крылья нетопыря. Часть 2». В любом случае, я планирую выход книг примерно каждые полгода-год. Поскольку, с одной стороны, не хочется торопиться, ведь нужно сделать всё хорошо и как надо. А с другой, нет совершенно никакого желания заставлять читателей ждать слишком долго. Эти сроки, насколько я знаю, почти стандарт для выхода книг. И пока мне удаётся держаться графика.

Корреспондент: Посоветуйте, в каком настроении и в какой обстановке лучше знакомиться с Вашим творчеством?

Павел: Вечером, в тихой уютной обстановке с чашечкой чая, пледом и мурчащим котом. «Крылья нетопыря» - это, увы, не та книга, которую можно читать на бегу и по диагонали. Здесь всё взаимосвязано. Каждое действие или слово влечёт за собой целый ворох последствий, который так и норовит придавить героев. Все ружья развешиваются заранее, и некоторые стреляют только к концу, хоть и мелькают периодически в сценах. Но стреляют обязательно все, хоть и не всегда так, как ожидалось. Всё переплетено и проистекает одно из другого. Кроме того, «Крылья нетопыря» рассчитаны на многократное прочтение. И дело не в том, что с первого раза можно чего-то не понять, а в финале истории. Эпилог третьей части полностью перевернёт всё представление читателя как о самой трилогии, так и о конкретных её персонажах. И уже с этим знанием, читая во второй и третий раз, читатель будет смотреть на происходящее совсем другими глазами. Ему откроются новые смыслы. Поверьте, трилогия «Крылья нетопыря» в первом прочтении и трилогия «Крылья нетопыря» во втором – это далеко не одна и та же трилогия. Даже в одной только первой части при повторном знакомстве, зная, чем всё закончится, читатель уже сможет увидеть некоторую иронию в словах и поступках героев.

Корреспондент: Думаю, читатели уже чувствуют аромат чая и слышат мурчание котика. Значит, пора отправляться в Горний. Пусть их путешествие по этому миру и знакомство с их обитателями будет приятным и незабываемым.

Корреспондент пресс-службы издательства "Союз писателей"

Екатерина Кузнецова