Когда границ между реальностью и виртуальностью нет

April 5, 2025

Чем сильнее размывается граница между миром реальным и виртуальным, тем больше на полках магазинов книг, которые показывают нам возможности влияния искусственного интеллекта на человека. И если одни авторы полны светлых ожиданий и надежд, то другие смотрят на ситуацию скептически, зачастую — со страхом. Алла Кречмер, автор книги «Трейси из Салема», не боится, но и радости от того, что компьютерный мир все сильнее смешивается с настоящим, буквально байт за байтом перетекает в него, не испытывает. Отсюда и жанр истории — ужасы.

Впрочем, данная повесть вовсе не чистой воды хоррор, хотя его элементы более чем отчетливо прослеживаются. Здесь искрит напряжение и присутствует психологическое давление, как бывает в триллерах. Крайне высока степень непредсказуемости, и значителен уровень интриги, которая не сводится к типичным «бу!» из ужастиков, пусть совсем без них и не обошлось.

В центре сюжета несколько старшеклассников, которые однажды от нечего делать залезли в компьютер недавно погибшей при странных обстоятельствах учительницы, зашли на странный сайт, больше похожий на что-то фэнтезийное, развлекательное, нежели серьезное, и вдруг она появилась на экране, словно живая, вступила с ребятами в прямой диалог и обещала исполнение желаний. О сделках с дьяволом не в курсе только ленивый. Эх, не стоит их заключать! Но тут же не дьявол (и правда, совсем не он), а виртуальный двойник мертвой женщины... Но факт остается фактом — исполнилось все, чего хотелось. Да только не так, как думалось, и с такими последствиями, что мало не покажется. А между тем в округе люди пропадали, умирали, менялись. И что за напасть — никто не ведал. Пришлось одному из парнишек самому во всем разбираться. За гранью реальности. Где-то, где она фантастическим образом (или уже не фантастическим?) пересеклась с виртуальностью.

«Трейси из Салема» — страшноватая книга. Прежде всего страшна она не столько нарисованными картинками, психологическими изменениями героев или чем-то еще, типичным для хорроров и триллеров, сколько идеей. Настоящее и вымышленное слишком перепутались, перемешались. И выдуманное отчего-то таким уж выдуманным не показалось. Может, потому что мы уже не в начале двадцатого века, когда о таком могли написать, но ни во что подобное ни за что не поверили? Наверное, из-за того, что мы теперь в шаге от действительности, в которой то, чего нет в привычном материальном мире, влияет на жизни и характеры...