«Многие из нас потеряли связь с настоящим собой...»

29 февраля 2024

Психология — это не мода, это необходимость для современного человека, который живет в постоянном стрессе. Чувствуя, что не справляются с обрушившимися на них реалиями, читатели все чаще оставляют в стороне художественную литературу и выбирают нон-фикшен, причем не какой угодно, а именно по психологии. На страницах книг они ищут ответы на свои вопросы.

Но кто и зачем пишет эти книги? Мы решили разобраться, побеседовав с писателем и психотерапевтом Юлией Титовой. Юлия имеет разностороннюю практику, неоднократно проводила тематические семинары и является автором книг «Холодинамика. Реставрация души», «Холодинамика. Я во Вселенной или Вселенная во мне», «Волшебная палочка Холодинамика для маленьких Волшебников и их родителей», «Хроники колобков», «Психотерапевтические стихи». Все они в разные годы были опубликованы в издательстве «Союз писателей».

Корреспондент: Юлия, когда будущий врач заканчивает институт, он еще не имеет специализации. Для многих выпускников ее выбор становится одним из сложнейших испытаний. Как было для вас? Вы сразу знали, что хотите заниматься психиатрией? Или были какие-то сомнения? Что стало определяющим фактором для выбора медицинской специальности?

Юлия: Мне повезло, я со школьной скамьи знала, что пойду в медицину. Специальность, конечно, трансформировалась от хирургии через генетику в психиатрию вместе с желанием как можно глубже постичь такое загадочное существо, как человек.

Но и психиатрия как медицинская специальность меня не удовлетворила. Она лучше, чем другие направления, описывает человека, но окончательных ответов, к сожалению, не дает. Скорее вопросов возникает еще больше. Тогда мне пришлось направить свое внимание в психологию, психотерапию, на границу психического и соматического.

Смогу ли я остановиться в освоении различных сфер человеческого сознания, восприятия, реагирования? Скорее нет, чем да. Уверена, что я все еще в начале бесконечного пути.

Корреспондент: Поясните для читателя, далекого от медицины, в чем принципиальная разница между психиатрией и психологией?

Юлия: С этим вопросом сталкиваются довольно часто специалисты, имеющие в своей специальности начало «психо-». Если простыми словами, то психиатрия — врачебная специальность, психология — нет.

Психиатр — это доктор, окончивший медицинский вуз и прошедший интернатуру или ординатуру по специальности «психиатрия» (бывает еще терапевт, педиатр, хирург, дерматолог и т. д.).

Психолог — это специалист, прошедший обучение в педагогическом вузе и получивший квалификацию «психолог-педагог» или в медицинском вузе на факультете «клиническая психология». Хотя мне кажется, что сейчас клиническую психологию можно освоить и в педагогическом, и во многих других вузах.

Клинический психолог занимается диагностикой психически больных пациентов, а не лечением. Психолог-педагог, понятно из названия, занят детьми (здоровыми и не очень). Его занятия являются частью комплексного подхода в тандеме с врачом-психиатром или неврологом. Есть еще несколько ответвлений в психологии, но все это касается разных сфер развития человеческой психики (условно здоровой). Психиатр же занимается пациентами с психическими заболеваниями.

Надеюсь, мне удалось прояснить, а не запутать (улыбается).

Корреспондент: Как понять, что тебе нужен психотерапевт или психолог?

Юлия: Если есть ощущение, что зашел в тупик, и как бы ни пытался найти выход, еще больше запутываешься.

Если в жизни не устраивает качество отношения к себе или с другими людьми.

Если проблемы взаимонепонимания на работе и дома хотя бы появились, не стоит затягивать их до петли на шее.

Если чувство вины, дискомфорта, уныния, бессилия, тревоги (выбери свое) стало привычным, то однозначно пора идти за помощью.

Для начала работы нужны лишь понимание проблемы и мотивация (желание изменить жизнь к лучшему). Ну и готовность потрудиться, конечно. :)

Корреспондент: Какова роль книг по психотерапии в реальной работе с пациентами? Какую задачу они решают? Насколько эффективны?

Юлия: Книги по психологии и психотерапии (не спецлитература, конечно) дают возможность познакомиться с автором-психологом. Читатель в одностороннем (=безопасном для тревожных) порядке узнает мировоззрение и ценности психолога, отмечает свои ощущения, мысли и чувства в отношении автора, совпадения или противоречия в тематике материала. Как правило, после прочтения книги складывается впечатление: «Я хочу познакомиться поближе» или «Этот человек чужд для меня».

Если в книгах описываются основные принципы метода, которым работает автор (как это можно увидеть в моих работах), то читатель может поисследовать метод для себя: подходит ли, уместен ли, нравится ли и вызывает ли доверие. Но книги никогда не заменят психотерапию.

Среди моих клиентов и друзей очень частое состояние непреходящего стресса из-за бешеного ритма жизни, постоянного цейтнота или затянувшейся аморфности и бездействия, суеты будней, лишившей развития творчества и самореализации, отсутствие мотивации и регресс, тупики межличностных отношений, застревание в непонимании, истонченные внутренние ресурсы.

Такие состояния поправимы. Есть масса инструментов:

1. Можно осуществить самостоятельный психодетокс через уединение в монастырях для молитвы и переосмысления пути.

2. Прекрасно помогает созерцание видов красоты и изобилия природы, хождение по земле без обуви, купание в живых водоемах, солнечные и воздушные ванны, наполненные ароматами природы. Сюда же можно отнести отпуск на море с полной отключкой от повседневности.

3. Путем прохождения бесконечных мотивационных марафонов и каждодневного чтения аффирмаций. Эффект, кстати, временный. Это не является полноценной психотерапевтической работой.

4. Самостоятельное распутывание жизненных неурядиц и кармических задач, пользуясь средствами получения информации из моих статей или любых других источников (для людей с высоким уровнем осознанности и склонностью к саморефлексии, а также при наличии специализированных знаний по человековедению).

5. В личной психотерапевтической работе, на что понадобится от 10 сеансов раз в неделю и затем переход на один раз в две недели и до результата, для всех по-разному. И домашние задания, включающие работу с телом и практики новой коммуникации без участия терапевта.

Это будет наша совместная работа, а именно — прохождение этапного обучения, посвященного самодиагностике, наработке навыков для выхода из существующего состояния, внедрению в жизнь более зрелых установок, закрепление новой парадигмы жизни. И конечно, потребуется осознанная и трезвая остановка хаотичного потока мыслей и фиксация на здесь и сейчас.

Корреспондент: Что подтолкнуло вас на написание первой книги профессиональной тематики? Какую цель как автор вы ставили перед собой?

Юлия: Огромное количество материала, накопившегося «в столе», привлекло однажды мое внимание. Холодинамические процессы, за сюжетом которых я вместе с клиентом наблюдаю во время сессий, порой удивительны в своей непредсказуемости. Так и родилась идея создать книгу с рассказами по мотивам холодинамических процессов. В свет вышла «Холодинамика. Реставрация души».

После, не только занимаясь индивидуальными сессиями, но и проводя обучающие группы, я поняла, что материалов, на которые можно опереться в теоретической части, совсем нет. Что же порекомендовать ученикам, стремящимся получить метод? Пришлось написать теорию самостоятельно. Так появилась «Холодинамика. Я во Вселенной или Вселенная во мне».

Корреспондент: С течением времени изменилась ли ваша мотивация? А конечные цели?

Юлия: Последующие книги не все уже были связаны с холодинамикой, но всегда с процессами исцеления человека и всегда на волнующие темы: улучшение отношений, психосоматика лишнего веса, раскрытие потенциала, реализация в жизни и др.

Одним из новых течений в моем творчестве было написание книги для детей. Точнее, она для детей и родителей, для их совместного времяпрепровождения и сотворчества. «Волшебная палочка Холодинамика для маленьких Волшебников и их родителей» стала бестселлером среди родителей, стремящихся воспитать счастливого и гармоничного ребенка. Дети просят почитать ее вместо сказки на ночь. Для меня это было очень приятной новостью.

Целью же было и осталось помочь человеку научиться самому справляться с задачами, которые раньше казались неподъемными. И как следствие, стать более счастливым, целостным, реализованным, здоровым!

Корреспондент: Как вы считаете, какие темы для нон-фикшена в области психологии и психотерапии сегодня наиболее актуальны? Почему именно они?

Юлия: Темы вечные и непреходящие — это межличностные и детско-родительские отношения, развитие в социуме, раскрытие потенциала, приносящего радость жизни и материальное благосостояние, легкость и понимание в общении с самим собой.

Человек стремится не быть одиноким, а выстроить качественные отношения с кем-либо (будь то семья или социум) невозможно без глубинного понимания себя, без самоуважения и любви. Многие из нас потеряли связь с настоящим собой за наносными установками, правилами, утверждениями. На психотерапии мы откапываем этот ценный клад и возвращаем владельцу. И счастливых людей становится больше.

Корреспондент: Развивали ли вы эти темы в своих книгах? Или, может быть, планируете?

Юлия: Сейчас идет работа над книгой «Аутопсихология». Надеюсь к лету ее закончить. Она как раз посвящена теме длинного пути, о котором я говорила, от себя до Мира. Уверена, что то многообразие полезной теоретической и практической информации, собранной в ней, поможет каждому стать целостнее и гармоничнее.

Корреспондент: Вы пишете не только о психотерапии, но и художественную литературу. Помогают ли ваши профессиональные знания в создании стихов и рассказов? Чем именно?

Юлия: Да, у меня есть сборник «Психотерапевтические стихи», мое первое бумажное издание. Рассуждения на злободневные темы в виде стихов иногда позволяют ярче передать эмоции, я пользуюсь этим и сейчас. Новый сборник постепенно формируется и скоро порадует любителей рифмы.

Также я иногда участвую в писательских марафонах, где даются темы и задания. Так рождаются рассказы в стиле фэнтези и сказки.

Помогают ли мои знания и опыт здесь? Знаете, эту песню ни задушишь, ни убьешь (улыбается), конечно, помогает. Описать душевный мир или метания и сомнения всегда легче, зная, как это происходит в реальной жизни.

Корреспондент: Что интереснее: писать о холодинамике, сочинять стихи или рассказывать истории, например, в жанре фэнтези?

Юлия: Я люблю поговорить (улыбается). Даже сделала это своей профессией. Я разговариваю, работая с людьми индивидуально, разговариваю на семинарах и тренингах, коих немало. Я разговариваю с читателями в книгах, мой слог всегда понятен и доступен. Но я не просто люблю поговорить, мне важно, чтобы разговоры были о важном, о нужном, о полезном. Иногда радостном, иногда грустном и больном, но всегда по душам. Вот это мне и интереснее.

Корреспондент: Определите свои задачи как писателя на ближайшее будущее.

Юлия: Спектр охватываемых в моих книгах тем расширяется. Я стараюсь идти в ногу с интересом моих читателей и клиентов. Думаю, это повлечет увеличение интереса среди читающей аудитории. Сотрудничество с издательством «Союз писателей» всецело этому помогает.

Корреспондент: Уверена, что так и будет. Вы делаете нужное дело. Счастье в современном мире в большом дефиците, я уж не говорю про гармонию. Если люди, читая ваши книги, будут становиться счастливее и гармоничнее, это замечательно.

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»

Катерина Кузнецова