«Серебряный век неисчерпаемый, как родник чистой воды»

11 октября 2023

Серебряный век в литературе. Это Анна Ахматова. Марина Цветаева. Сергей Есенин. Иннокентий Анненский. Александр Блок. Имена, знакомые с детства. И имена, которые большинство современников никогда не слышали. Это Михаил Осоргин. Сергей Михеев. Алексей Смирнов. Они были стерты из памяти после событий 1917 года.

Но пришло время вспомнить. Наступил момент, когда читатель готов поговорить не только о своих любимых писателях, чьи строки врезались в подсознание еще в школьные годы, но и о других. О тех, кто достоин внимания, но не получил его из-за турбулентности начала прошлого столетия. И это драма для нескольких поколений людей, не имевших возможности прикоснуться к шедеврам литературы.

Галина Аляева, известная читателю по роману «Подобна свету», опубликовала сборник очерков, названием которому послужили слова из стихотворения Елизаветы Журавской «Когда-нибудь узнают поколенья». В них рассказывается о людях и судьбах, творчестве и его восприятии.

О том, как создавалась книга, чем руководствовалась писательница, садясь за работу, какие открытия сделала для себя в процессе, на что хотела бы обратить внимание читателей, решила узнать корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей».

Корреспондент: Галина, поздравляю вас с выходом книги. Как долго велась работа над очерками, которые вошли в сборник «Когда-нибудь узнают поколенья»?

Галина: Спасибо за поздравления. Я хочу поблагодарить издательство «Союз писателей» за высокопрофессиональный подход к своему делу. Я работала с несколькими издательствами, и хотелось бы отметить, что «Союз писателей» делает все быстро и качественно. Над книгой я работала почти восемь лет, конечно, это не постоянно, за это время у меня вышло несколько книг прозы, ряд историко-краеведческих статей, но первый очерк об авторах Серебряного века был написан именно тогда.

Корреспондент: Какими были ваши первые шаги? Почему вообще вы решили их сделать?

Галина: Как часто бывает в жизни, произошло все случайно. Я работала над какой-то статьей, и мне попалась ссылка на писателя Александра Неверова. Я не могла вспомнить его произведения. Поискала в интернете… и так увлеклась его прозой, а потом и судьбой, что получился очерк.

Корреспондент: В чем характерные особенности Серебряного века в литературе?

Галина: Серебряный век неисчерпаемый, как родник чистой воды. Сколько ни пей, а ручеек все журчит и журчит. Так и Серебряный век: сколько бы ни читала, а со всеми авторами так и не познакомишься. Специалисты условно датируют Серебряный век концом XIX века и первыми десятилетиями XX века. Годы перемен, переосмысления, когда время не бежит — скачет вперед, а человек за ним, как написала Марина Цветаева, «Я не поспеваю». Каков результат? Александр Блок предположил: «Сквозь серый дым от краю и до краю / Багряный свет / Зовет, зовет к неслыханному раю, / но рая — нет».

Корреспондент: Что именно вас привлекает в произведениях этого исторического периода?

Галина: Меня вообще привлекает русская литература, особенно классическая. Я увлекаюсь авторами Золотого века в литературе и авторами советского периода. Если говорить о Серебряном веке, то отвечу словами Георгия Иванова: «Мне кажется, будто и музыка та же. / Послушай, послушай, — мне кажется даже. / — Нет, вы ошибаетесь, друг дорогой. / Мы жили тогда на планете другой».

Корреспондент: Кто из писателей Серебряного века входит в число ваших фаворитов? Назовите не только имена, но и свои любимые произведения. Почему именно они?

Галина: У меня нет фаворитов. Каждый автор хорош по-своему. Сергея Есенина люблю за его русскую нараспашку душу. Иннокентия Анненского — за русскую тоску. Надежду Броницкую — за любовь к русскому народу: «О, сердца русского неугасимый пламень, / Творишь ты чудеса: — ты гор сдвигаешь камень, / Твердыни вечные ты повергаешь в прах!» При чтении романа Михаила Осоргина «Сивцев Вражек» испытала знакомые чувства, когда разрушался Советский Союз. Насколько точно автору удалось передать атмосферу непонимания и безысходности!

Корреспондент: Были ли такие литераторы, о которых вы впервые услышали, когда начали работать над проектом? Кто они? Чем, на ваш взгляд, интересны?

Галина: Конечно. Это поэтесса Нина Снесарева-Казакова, сестра милосердия Первой мировой войны. Алексей Смирнов, Николай Вильде, Надежда Броницкая и другие. Почти у всех литераторов, о которых я написала в книге, непростая судьба. Время такое было. Через их судьбу, их произведения начинаешь понимать, что произошло с нашей страной в начале прошлого века. Когда через судьбу человека, и не одного, причем творческой личности, прослеживаешь историю своей страны, начинаешь по-другому смотреть и на прошлое, и на настоящее. Я не ставила перед собой задачу литературного анализа творчества автора, я хотела написать о человеке и хотя бы чуть-чуть познакомить читателя с этим литератором.

Корреспондент: Как считаете, насколько значимым мог бы быть вклад в русскую литературу «забытых» писателей, если бы у них был шанс проявить себя?

Галина: Странный вопрос. «Сивцев Вражек» Михаила Осоргина — это разве не вклад? «Ладанка» Ивана Савинова? Мне кажется, здесь нельзя говорить, был у них шанс или не было. Все для них сложилось так, как сложилось. Да, многие из них были вдали от родины, но они публиковались, издавали свои книги, делали, что можно и должно. Конечно, авторы разного таланта, но объединяет их одно — они писали для России и о России. По-другому они просто не могли. Это же наша, а не их беда, что писателей и поэтов, безгранично любящих нашу страну, мы не знаем.

Корреспондент: Говоря о Серебряном веке, нельзя не вспомнить о понятии цензуры. Как вы относитесь к этому явлению в принципе? Опираясь на знания, полученные во время изучения биографий ваших коллег из двадцатого века, считаете вы его полезным или губительным?

Галина: Главный цензор, мне кажется, сам автор. Огромную роль в данном вопросе играет воспитание, говорили ли ему родители в юном возрасте, что такое «хорошо» и «плохо». Казалось бы, банальность. Но когда человек не находит слов и выражает свои мысли на бумаге при помощи матерных слов, что это? Потому что «модно»? Это о современной литературе. Если же говорить о цензуре вообще, то в некоторых случаях она полезна, пример выше я привела. Когда же в литературу вмешивается политика, как в начале прошлого века в нашей стране, причем такое происходило, происходит и сейчас и в других странах, ломается само понимание — «первое было слово». Но мы живем в таком мире. Есть государство, оно не всегда право, но ему нужно себя защищать, и оно защищается. Человек несовершенен, и государство тоже. Как к этому относиться? Знаю точно — на баррикады идти не следует.

Корреспондент: Вспомните самый яркий момент, который вы пережили, пока трудились над очерками.

Галина: Была такая поэтесса, журналист, редактор Елена Гедройц, псевдоним — Мария Звездич. Сестра милосердия Первой мировой, эмигрировавшая в Китай. Некоторая информация о ней сохранилась, а произведений найти не удалось. Она писала, что ее первая публикация прошла в газете «Новое время». Я несколько раз пролистала иллюстрированное приложение к газете, в котором публиковалась проза и поэзия с 1900 по 1917 год, но ее произведений так и не нашла, от этого испытала и испытываю сожаление. Надеюсь, мне все же удастся найти ее творения и я обязательно напишу о ней очерк.

Корреспондент: Обращаясь к читателю, который планирует познакомиться с вашей книгой, на что бы вы хотели обратить его внимание?

Галина: В сборнике приводятся стихи авторов, краткое описание рассказов. Хотелось бы, чтобы читатель, познакомившись с судьбой литераторов и их произведениями, потом продолжил свое общение с понравившимися «забытыми» литераторами.

Корреспондент: Хорошая идея. Сложный и интересный исторический период. Красивая литература. Уверена, что читатели, неравнодушные к классике, вдохновятся вашим трудом и начнут самостоятельное исследование творчества авторов Серебряного века.

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»

Екатерина Кузнецова