Пн-Чт: 10:00-18:00
Пт: 10.00-17.00
Сб,Вс - выходные дни
- +7 (913) 429-25-03
- Наш адрес -
- г. Новокузнецк, пр. Строителей, 47/9 -
Пн-Чт: 10:00-18:00
Пт: 10.00-17.00
Сб,Вс - выходные дни
Уважаемый читатель! Пожив почти двадцать лет на две страны — то есть в России и Франции; пытаясь работать и там, и там (и это на шестом десятке); по многу месяцев ухаживая за стариками-родственниками, да и не за родственниками — но тоже бесплатно, нянча внуков и чужих детей, написав несколько книг и брошюр, создав русскую школу для детей и русский литературно-художественный журнал, я пришла к грустному выводу: я не умею себя вести. То же самое можно сказать и о некоторых представителях рода человеческого, кто в разное время встретился мне на перекрёстках судьбы (Господь им судья), а также о моих персонажах, которых в основном я не придумывала, а просто черпала из жизни. И это очень чревато опасностями — для судеб, характеров, отношений. Сделав такое заключение, я решила изучить и русский, и французский (скорее, просто европейский) этикет и написать для моих любимых студентов одного сибирского частного вуза, который я когда-то покинула со слезами (студенты, я люблю вас! Будьте бдительны или хотя бы аккуратны), учебное пособие — «Основы общего и делового этикета».
То пособие было напечатано небольшим тиражом и разошлось мгновенно. Работа над ним помогла кое-что исправить и во мне самой. Увы, не всё! Такие книги надо не только писать (предполагаю написать об этикете в семье, в любви и в дружбе), но и просто читать. Это лучше, чем если вдруг кто-то живой, требовательный и занудливый, вроде профессора Хиггинса, будет критиковать и поучать вас. Обычно такое происходит в самый неподходящий момент, когда вы нуждаетесь не в критике, а в поддержке!
Лидия Девушкина-Соммэ
Сведения о редакции | |
---|---|
Автор книги / Составитель | Лидия Девушкина-Соммэ |
Год издания | 2020 |
Кол-во страниц | 100 |
Тип носителя | Печатное издание |
Вес | 135 г |
Формат | А5 |
Переплет | КБС (мягкий клеевой) |
Возрастное ограничение | 16+ |
Предисловие
Хорошими людьми становятся больше от упражнений,
чем от природы.
Демокрит
Побывав в разных точках земного шара, я с грустью поняла, что заблуждалась относительно своих знаний этикета (я не говорю о более глубинных знаниях, являющихся предметом такой дисциплины, как этика). К сожалению, это участь многих представителей разных поколений. Незнание этикета влияет не только на нашу сиюминутную ситуацию — оно может обернуться серьёзной поломкой как в характере, так и в привычках. Выход из этого один — самовоспитание. Для того чтобы овладеть правилами хорошего тона, следует обратиться к книгам. Большинство их авторов — не создатели, то есть не авторы этикета. У этикета вообще нет авторов. И, скорее всего, в этой материи даже нет законодателей моды. В настоящее время правила поведения никто не прописывает — за исключением тех случаев, когда принимается внутренний устав фирмы или дресс-код (впрочем, у каждого сотрудника всегда есть шанс ими пренебречь). Правила этикета существуют в культуре, они возникают и исчезают в зависимости от серьёзных изменений — экономических, (гео)политических, социальных, идеологических. Книги по этикету, вышедшие стараниями разных авторов, могут иметь разночтения. В интересах читателя, желающего воспитывать самого себя (а делать это мы должны всю жизнь), — периодически заниматься чтением и анализом подобной литературы. В процессе чтения читатель может делать выводы и о достоверности источников. Ряд авторов считает, что «достоверность рекомендаций можно принять, если в них есть логический смысл: вы увидите их реальную логическую предпосылку и почувствуете психологический фактор. Только они наполняют правило смыслом!» /2, с. 6/. Другие авторы утверждают прямо противоположное: «Этикет — это невероятная обуза, это кодекс совершенно бессмысленных слов и телодвижений, которые сопровождают нас с рождения и до гроба и без которых нам… невозможно прожить. В этом и состоит главный дуализм нашего бытия. Бессмыслица, с одной стороны, и необходимость — с другой... “Верую, ибо это нелепо”, — сказал самый набожный и самый образованный из людей начала III в., христианский богослов Тертуллиан» /9, с. 4/. Этикет на обыденном уровне является отражением общего состояния культуры данного человека и культуры нации в целом. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что в русском народе средний слой культуры (в том числе и соблюдение этикета) недостаточен. Каждому человеку подвластна задача улучшить свои манеры, сделать свои взаимоотношения с людьми более гармоничными. Правила этикета несут на себе влияние современных тенденций быстро меняющейся общественной жизни и в то же время сформированы на базе ритуалов и традиций. Различить ритуальные действия и действия, продиктованные этикетом, бывает иногда невозможно. В жизни каждому из нас приходится постоянно принимать решения — иногда мгновенные. Поэтому чтение и анализ книг по этикету гораздо более полезны, чем созерцание телевизора и блуждание по интернету. Не эти ли два действия сделали нас менее воспитанными, не они ли деформируют наше общение с людьми? Мы стали более сухими, чёрствыми, редко принимаем гостей, в семьях вместо интимного общения налажены регулярный индивидуальный просмотр фильмов и занятия компьютерными играми (подчас с грифом «до 18 лет не рекомендуется»), живое общение заменено виртуальным — в соцсетях, анонимных чатах, на форумах. Самыми главными членами семьи стали телевизор, персональный компьютер, мобильник и автомобиль (хорошо, если собака или, как в некоторых семьях, ёжик или кот). В деловой обстановке нарушение правил этикета начинается ещё на стадии собеседования при приёме на работу: унизительные или слишком интимные вопросы задает — в целях проверки стрессовой выносливости кандидата — менеджер по персоналу. Но даже если этот сотрудник считает, что знает правила делового этикета, можно ли его на самом деле считать культурным, воспитанным человеком? И будет ли его фирма работать с клиентами лучше, если подвергать кандидатов на вакансию издевательским тестам?
Само понятие этикета следует поместить в определённые терминологические рамки.
Этикетные правила условны, они отражают более общие нравственные принципы, которые касаются справедливого, позитивного, должного. Наши манеры — отражение наших этических понятий, в этом смысле мы живём «по понятиям». Степень нашей вежливости, учтивость, сочувствие и умение понять ближнего, уважение достоинства другого человека отражают наши этические устремления (или отсутствие оных).
Категории «этика», «этикет», «нравственность», «мораль» имеют в настоящее время относительно самостоятельные смысловые оттенки. В древние времена они были более слиты. Понятие «нравственность» самобытно обосновалось в русском языке, в латинском же языке термин moralis аналогичен древнегреческому термину ēthika. Подразумевается, что все нравы, традиции, обычаи разных народов имеют некоторую внутреннюю устойчивость, упорядоченность.
Аристотель был первым, кто ввёл в обиход понятие «этика». Этическими он называл те добродетели или достоинства человека, которые проявляются в его поведении: мужество, благоразумие, — а этикой он назвал науку об этих качествах. Цицерон образовал от латинского слова mos слово moralis (то есть относящийся к характеру) и позднее термин moralitas, который является латинским эквивалентом греческих слов «этический» и «этика». Слово «мораль» можно трактовать как нрав, обычай, характер. Другое значение этого слова — закон, правило, предписание. Понятие нравственности близко здесь к понятию морали. В современной российской философской литературе мораль трактуется как нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Русское слово «нравственность» произошло от корня «нрав», оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Слово «нрав» в значении «характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному» стало русской первоосновой моральной темы. Слово «этикет» означает установленный порядок поведения где-либо, этимологически оно произошло от французского слова etiquette — этикетка. Этикет — один из важнейших разделов этики. Этика — это теория, важнейший раздел философии. Мораль и нравственность — это реальные явления в жизни человека и общества /20, с. 7–8/.
Глава I. История вопроса
Обрастание ритуалами было характерно для любых этапов развития общества — с доисторических времён до наших дней. Но в наши дни, которые пришлись — к счастью или к несчастью — на эпоху глобализации, перевёрнутого и потрясённого мира, произошло резкое обрушение прежних моральных ценностей; налицо огромная слабость, даже беспомощность людей в налаживании коммуникаций. Эта беспомощность, это неумение или нежелание владеть собой, непонимание не только другого человека, но и самого себя — всё это имеет место на фоне таких факторов, как социальные и психологические антагонизмы, разрушение института моногамной семьи, взаимное недоверие людей, разрушение традиционной христианской веры. Разрыв между элитой и народом, невозможность или неготовность сотрудничества между разными слоями общества свидетельствуют об этическом и в какой-то степени об этикетном вакууме. А ведь до последнего времени люди так или иначе стремились выразить взаимное уважение и доверие, пытались обозначить своё положение в обществе и готовность к сотрудничеству при помощи вербальных и невербальных знаков. Здесь речь идёт именно об этикете — своде норм и правил, устанавливающих порядок поведения в данной социокультурной группе. При этом оговоримся, что в настоящее время этикет становится интернациональным. Большинство исследователей этикета утверждают, что он — именно как свод определённых правил поведения — появился одновременно с возникновением первобытного общества, в качестве условия его существования. Поучение о приличном поведении зафиксировано уже в древнейших письменных документах, и, скорее всего, такая регуляция поведения существовала ещё до появления письменности. Подобное стремление вытекало и вытекает из условий совместной жизни людей, поэтому ни одна общественно-экономическая формация не обходилась без правил и норм человеческого поведения и общения.
Эти представления мы можем почерпнуть из «Одиссеи» Гомера, из стихотворений античной эпохи. В древности акцент на этикете был более чётким, чем в настоящее время. Например, столовые приборы, правилами пользования коими порой (и даже довольно часто) многие пренебрегают, были в почёте у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно издавна считалось необходимым компонентом культуры, неоспоримым достоинством. Со времён Древнего Рима пришёл к нам обычай гостеприимства. Но не римляне, а скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почётные места за столом женщинам и наиболее чтимым гостям. Произведение древнескандинавской эпической литературы «Эдда» повествует во всех подробностях о правилах поведения за столом. Так, для произнесения тостов были сформулированы детально разработанные правила, а за нарушение этикета назначались штрафы. Но не только деловые, по понятиям того времени, встречи регулировались этикетом.
Полезно знать, что в эпоху Древнего Рима создавались произведения, диктующие молодым людям правила поведения с девушками. В сочинении «Ars amandi» («Искусство любить») древнеримский поэт Овидий предостерегает молодых людей — своих современников — от жадного поглощения пищи и напитков. Однако вполне пристойным (и в то же время оригинальным) он считает поведение, при котором поклонник юной красавицы обмакнёт пальцы в вино и напишет такой вот «пламенной жидкостью» пылкое объяснение в любви. В Древнем Риме и Древнем Египте были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. Обращение к этикету мотивировалось через обращение к богам: например, в древних шумерских литературных текстах, где изложены первые правила поведения, эти правила трактуются как завещанные человеку богами, из чего следует их неукоснительное выполнение.
Кодекс принятых норм поведения вольно или невольно отражал тенденции развития общества: уклад и образ жизни, мировоззрение, классовые различия. После появления бытового и, условно говоря, делового этикета появился политический этикет, регулирующий внешнюю жизнь общества — взаимоотношения с другими государствами. Здесь — в качестве первого свидетельства политического или дипломатического этикета — прежде всего следует отметить выгравированный на серебряной пластинке договор о мире, который был заключён между египетским фараоном Рамзесом II и хеттским царём Хаттушилем Третьим в 1278 г. до н. э. В основе этого договора лежал парадокс. Но, как всякий парадокс, он имел исторически оправданную логику: египтяне проиграли войну, но Хаттушилю Третьему было выгодно иметь в лице Египта своего союзника /14, с. 9/. Собственно, в этом и состоит одна из функций этикета: уважать как проигравших, так и выигравших. И в обыденной жизни этикет часто не соблюдают люди, привыкшие к постоянным победам; к тому, что «победителей не судят». Вместе с тем человек или группа людей, достойно ведущие себя в ситуации проигрыша, набирают очки в глазах победителя и всех окружающих.
В Древнем Египте вообще придавали огромное значение межгосударственным отношениям. Переговоры проводились в торжественной обстановке, с соблюдением огромного количества правил и ритуалов. В Древней Греции послы носили специальные жезлы, заявляющие о представительской миссии их обладателей, — так называемые «жезлы Гермеса». Послы были знатоками международного этикета; именно от их знания политической обстановки и правил, принятых в данной стране, часто (но не всегда, разумеется) зависела участь переговоров. Если провести аналогию с человеческой судьбой, то разве не от знания и следования правилам этикета зависит (в значительной степени) наша судьба, наша «участь»? С таких позиций нам становится понятной широко известная максима Уильяма Теккерея: «Посейте поступок — и вы пожнёте привычку; посейте привычку — и вы пожнёте характер; посейте характер — и вы пожнёте судьбу». Ибо привычки являются следствием нашего знания и соблюдения этикета — даже наедине с собой (иначе не привыкнем!).
В Древнем Риме политический этикет был развит ещё более. В честь приёма иностранных послов в Риме устраивались празднества, а при отъезде обе стороны обменивались подарками.
Средние века были эпохой расцвета этикета. Стали широко издаваться трактаты, дающие советы и рекомендации на все случаи жизни. Немало их появилось о поведении; о том, что от каждого воспитанного человека требуются учтивость и вежливость. В значительной степени этикет носил элитарный характер. Возникает ещё одна его разновидность — придворный.
В 1204 году увидела свет книга испанского автора Петроуса Альфонси «О правилах поведения», считающаяся первым памятником общегражданского этикета /14, с. 10/. До сих пор известна изданная в Гамбурге в 1716 году «Книга о вежливом поведении и достойном обхождении как с высокими и почтенными персонами, так и с дамами, а также о том, каким образом дама может соблюсти вежливость по отношению к нам», автором которой был Менантес. В период раннего Средневековья на роль законодателя этикета претендовала церковь, ибо она-то и стремилась быть первым регулятором человеческого поведения (далеко не всегда успешным). Позднее эта функция перешла в светские руки.
Родиной светского этикета считают Италию. Именно в этой стране начиная с XIV века стали строго регламентироваться правила повседневного поведения. В значительной степени это было вызвано началом эпохи Возрождения — периодом повсеместного расцвета наук и искусств. Из Италии этикет распространился в другие европейские страны: Францию, Германию, Англию. Для многих стран Европы той поры был характерен крайне низкий уровень массовой культуры: процветали грубость, невежество, ханжество. Именно ханжество как страсть к осуждению ближнего и невнимание к собственным недостаткам и порокам служит препятствием к внедрению этикета. Это классика, живая и поныне! До середины XVI века Франция, Англия и Германия находились под влиянием Италии, однако позже эти страны стали тяготеть к выработке собственных поведенческих кодексов. Место законодателя моды и этикета со второй половины XVI века заняла Франция, что было вызвано не только её политическим могуществом, но и расцветом в ней науки, культуры и моды. Постепенно Париж становится «городом-светочем» если не для всего мира, то уж точно для Западной Европы.
Разумеется, нельзя говорить о тогдашнем обществе как об обществе потребления, но изысканные манеры и модная одежда стали символами того времени.